Понимание и внимание - секрет дружной семьи | ||||||||
Мама В приятном положенииЖенское здоровьеНа приёме у врачаПосле родовКоротко о главномСоветы психологаМатеринский опытЮридическая консультация В движенииСалон красотыПравославная семьяКультурный досугМамина кухняПутешествуем вместеНовый год
Дети Дети от 0 до 3Дети от 3 до 6Дети от 6 до 9Дети от 10 до 14Детское питаниеКонсультация врачаСоветуют специалистыБезопасность детейДетский садШколаВоспитание личностиДетское творчествоБабушки и дедушкиИгрушкиЧто читаемПросто дети |
Мама или детский садНаталья Барложецкая « Моему сынулечке скоро 3 годика. С самого рождения я полностью посвящала себя малышу: занима- лась его здоровьем, развитием и воспитанием. Мы почти не расставались ни днем, ни ночью. Родители мужа уже давно убеждают отдать ребенка в детский сад, а я все не могу решиться. Никакой срочной необходимости в этом нет, финансово мы не нуждаемся, и на работу меня никто не гонит. Я не представляю себе, как смогу оставить свое чудо на попечение совершенно посторонних людей. Но муж и его мама настаивают на своём. Скажите, обязательно ли ребенку ходить в детский сад? Как подготовить его к тому, что он на целый день останется в незнакомом месте с чужими людьми?» Эмоциональная связь матери и ребенка очень велика, и если мама отрицательно относится к идее отдать ребенка в детский сад, эта затея обречена на провал. Однако практика показывает, что при позитивной мотивации родителей пребывание в детском саду пойдет 3-летнему малышу только на пользу.
Примерно в 2-3 года ребёнок испытывает самый настоящий голод по общению со свер- стниками и по детскому коллективу. Он нуждается в этом гораздо больше, чем может получить во время прогулок на улице и визитов в гости к знакомым с детьми. Если вы внимательно понаблюдаете за малышами в песочнице, сразу увидите большую разницу между «домашними» и «садовскими» детьми. «Домашние» дети зани- мают позицию наблюдателей и ждут, когда их позовут играть, они сложнее находят общий язык со сверстниками, реже являются инициаторами общения, знают меньше игр, менее самостоятельны и испытывают дефицит информации. Ребенок, который уже имеет опыт социального общения в детском саду, легче находит способы стать если не лидером, то значимым участником совместных игр. Он активен и чаще проявляет инициативу, предлагая другим следовать за ним и играть по установленным им пaравилам. Навыки коммуникации, которые ребенок приобретает в детском саду, являются основой его успешной адаптации в школьном детском коллективе. Если вы хотите, чтобы малыш рос уверенным в себе и успешным ребенком, нельзя лишать его главных уроков общения, которые проходят ещё в детском саду. Тем не менее, для многих родителей вопрос – отдавать ли ребенка в детский сад – остаётся сложным и болезненным. Дети чутко реагируют на любые сомнения и колебания мамы. Чем больше неуверенности по поводу сложившейся ситуации испытывают сами родители, тем больше проблем можно ожидать во время привыкания ребёнка к детскому саду. Как же сделать более плавным и щадящим переход из родного дома в стены детского садика, где ребёнку предстоит провести около 4 лет?
Этап 1: подготовкаПрежде всего, настройте себя на позитивный лад. Наступает важный момент – малыш начи- нает жить своей жизнью, отдельной от вашей, и это хорошо! Такие серьезные перемены обычно бывают болезненными для обеих сторон, но это необходимый этап взросления любого ребёнка. В ваших интересах не показывать сыну или дочери, что вы волнуетесь или переживаете. Дети очень чутко реагируют на состояние родителей, а это только обостряет ситуацию. Руководствуй- тесь тем, что действительно полезно для малыша. За пару месяцев до поступления в детский сад начинайте рассказывать ребёнку, что другие детки ходят в садик. Папа каждый день ходит на работу, мама тоже собирается, а сыну или дочке нужно будет отправляться на свою «работу». Детям нравится чувствовать, что они уже большие и могут делать какие-то вещи, которые до сих пор были им недоступны в силу возраста. Пока они были маленькими, в садик их не брали. Теперь они подросли и могут идти к таким же «взрослым» детям в группу. Рассказывая о жизни в детском саду, будьте позитивны. Подробно опишите примерный распорядок дня, чем там занимаются дети: едят и гуляют, играют и спят, а также рисуют, лепят, поют и танцуют. В общем, делают почти все то же самое, что и дома, только вместе, что, как всем известно, намного интереснее. Можно найти и прочитать малышу какую- нибудь книжку про детский сад, рассказать, как вы сами или ваши друзья, когда были детьми, посещали данное учреждение. Очень важно, чтобы информация включала только положительные моменты и забавные воспоминания: никакого негатива типа «меня часто ставили в угол за то, что я не слушался» или «я кашу со времён детского сада не люблю». Ребенок должен быть настроен позитивно, и ваши рассказы могут сыграть впоследствии большую роль. Во время прогулок иногда заглядывайте в будущий «ваш» садик, наблюдайте, хоть и через ограду, как весело играют ребята, какие там замечательные площадки и песочницы. Ознакомьтесь с распорядком дня дошкольного учреждения и приведите расписание ребенка в соответствие с этим распорядком. Учите ребенка навыкам самообслуживания: когда он многое умеет, то чувствует себя самостоятельным и быстрее адаптируется. Минимум того, что надо делать самому: есть без посторонней помощи, проситься на горшок (для самых маленьких допускаются памперсы), четко выражать свои желания. Сильная эмоциональная связь, которая объединяет маму и дитя, часто мешает развитию самостоятельности и не может дать ребенку столь необходимого в будущем опыта общения со сверстниками. Даже если вы можете быть дома с любимым малышом до самой школы, дошкольное учреждение будет полезным и для вас, и для вашего ребенка. Подготовьте вашего ребенка к тому, что ему придется побыть некоторое время без вас. Попросите своих друзей и родственников оставаться с вашим малышом на 2-3 часа в неделю. Уходя из дома, спросите ребенка, обнимет он вас или поцелует на прощание. Сходите с малышом в будущую группу, познакомьтесь с воспитателем, оглядитесь, рассмотрите, что нарисовано на стенах, какого цвета столики и стулья. Пусть ребенку покажут заранее его шкафчик и кроватку. Когда он войдет сюда как воспитанник, обстановка вокруг не будет совсем незнакомой: малышу будет проще сориентироваться. Не забудьте сразу рассказать воспитателю об особенностях характера, о том, какие игры малыш предпочитает, какие продукты категорически отказывается есть и на что может появиться аллергия. Лучше начинать ходить в садик с 1 сентября, когда открывается большинство детских садов. Во-первых, дети с первого дня начинают вместе привыкать к новому образу жизни – для всех это одинаково интересно и чуть страшновато, поэтому адаптация проходит легче. Во-вторых, во многих садах в День знаний устраивают небольшой праздник, а малыши праздники любят. В-третьих, иногда в первые дни, пока идет знакомство с группой, воспитательницей и другими детьми, в саду разрешают присут- ствовать родителям. Позже вам вряд ли предста- вится такая прекрасная возможность помочь малышу адаптироваться.
Этап 2: привыканиеОбъясняйте ребенку, что пребывание в саду – дело временное: его не оставят навсегда среди чужих, и к вечеру вы обязательно придете. Лучше, если отводить ребенка в садик будет папа. Детям, сильно привязанным к мамам, легче, если в садик их отводят папы – маму малыш спокойно оставляет дома, а сам (как взрослый!) куда-то уходит. Кроме того, прощаясь в детском саду с папой, дети плачут гораздо реже! Покажите ребенку часы и скажите, что вы вернетесь ровно через три часа. Даже если ребенок не умеет пользоваться часами, это его отвлечет. В первые две-три недели можно оставлять ребенка в детском саду на несколько часов, постепенно увеличивая это время до необходимой нормы. Первые несколько дней постарайтесь ходить в детский сад вместе с ребенком (вы можете оставаться там на 2-3 часа). Не критикуйте детский сад или его сотрудников в присутствии малыша, это вызывает у ребенка желание не ходить в такое плохое место. Если малыш все же заплакал, не реагируйте и не бросайтесь его жалеть. Обнимите, поцелуйте и скажите, что вернетесь после обеда (сна, прогулки и т.д.). Не следует говорить: «Я скоро приду», – эти слова непонятны для ребёнка данного возраста. Затем встаньте и выйдите из комнаты. Истерики прощания чаще всего заканчиваются через 3-5 минут после ухода родителей. Первое время можно брать с собой в садик любимую игрушку или любой предмет из дома: знакомые простыни, пеленки, даже подушку – привычные вещи действуют умиротворяюще. Можно сказать крохе, что вы пойдете в магазин за игрушкой или лакомством (не забудьте принести обещанное!) – это лучше, чем слова о том, что мама идет на какую-то незнакомую малышу работу. Познакомьтесь с другими детьми и их родителями, приглашайте новых друзей вашего ребенка на совместные прогулки в выходные дни. Старайтесь чутко прислушиваться к малышу, разбираясь в его настроении, расспрашивайте, как он провел день, что делал, проявляйте заинтересованность и радость: «Сегодня была музыка? И что вы делали на занятиях?» или «Во что ты сегодня играл? А с кем?» Надо понимать ребенка, внутренне сочувствовать ему, но не показывать, что вы переживаете. Чем спокойнее близкие, тем быстрее малыш адаптируется к новой жизни. Будьте готовы к тому, что, несмотря на все предосторожности, могут возникнуть проблемы с адаптацией к детскому саду. Это может выражаться в плохом сне ребенка, потере аппетита, плаксивости. Период адаптации в среднем занимает полгода, именно поэтому родителям следует запастись терпением и с пониманием относиться к капризам ребенка в первые месяцы посещения детского сада. |
| ||||||
|