Понимание и внимание - секрет дружной семьи | ||||||||
Мама В приятном положенииЖенское здоровьеНа приёме у врачаПосле родовКоротко о главномСоветы психологаМатеринский опытЮридическая консультация В движенииСалон красотыПравославная семьяКультурный досугМамина кухняПутешествуем вместеНовый год
Дети Дети от 0 до 3Дети от 3 до 6Дети от 6 до 9Дети от 10 до 14Детское питаниеКонсультация врачаСоветуют специалистыБезопасность детейДетский садШколаВоспитание личностиДетское творчествоБабушки и дедушкиИгрушкиЧто читаемПросто дети |
На плэнере. От первого впечатления к законченной картинеВыполнение набросков, рисунков, живописных этюдов с натуры нужно для непосредственного изучения природы. Без него невозможно творчество. Но этого мало. Цели и задачи реалистической живописи гораздо сложнее, чем просто умение изображать с натуры. Естественно, правильная организация пленэра, доступные цели, серьезный анализ и оценка заданий могут стать для учеников очередной ступенью к мастерству, а для более целеустремленных — и к профессии художника. Выполнение эскизов композиций по итогам практики — необходимая и обязательная учебная задача. Опыт пленэра, не закрепленный раздумьями и обобщениями, теряет смысл. Он не связывает летние впечатления с образно-пластическим воплощением, не учит ребят просеивать массу случайного материала для единственно верного решения темы, как это делали большие мастера. Возьмем, к примеру, цикл произведений о жизни и труде земледельцев, созданных 3. Серебряковой. Следуя лучшим традициям реалистической школы живописи, художница в полную меру раскрыла талант в тематических композициях. Смогла по-новому взглянуть и решить крестьянскую тему. Зинаида Серебрякова выросла в семье известных художников, где труд и поклонение подлинному искусству были нормой жизни. С двенадцати лет, бывая с родителями в деревне, помогая взрослым, будущая художница наблюдала, иногда рисовала повседневную жизнь и занятия крестьян.
Постепенно интерес перерос в восхищение естественностью и целесообразностью быта и труда земледельцев. Впечатления детства дали импульс к передаче увиденного сначала в набросках, акварельных этюдах, а потом в живописных полотнах. Из приведенных здесь репродукций можно понять подход художницы к решению темы. Делая массу подготовительных рисунков и этюдов с натуры, затем эскизы «от себя», она искала до тех пор, пока не определялся весь облик композиции.
Большое искусство для нее было в первую очередь искусством картины. Даже незначительные работы проходили все стадии выполнения — от натурных этюдов и зарисовок до эскизов. Факт существования незавершенного варианта картины «Беление холста» свидетельствует об ответственности и противоречиях, которые беспокоили автора. На другом холсте, изменив общую композицию, опустив максимально линию горизонта, художница добивается монументальности образов молодых крестьянок, выявляет их величие, физическое совершенство. Все здесь: ритм фигур и светлых пауз неба, чередование цветных насыщенных одежд, линий складок и игра светотени — оставляет в нас ощущение силы, гармонии и увлеченно-радостной работы.
Долгие поиски увенчались успехом. Из чего же он складывается? Увидев, удивившись, художник, как золотоискатель, «ставит в сознании метку», которая потом постоянно беспокоит и заставляет его везде, где только можно, разыскивать нужный натурный материал, новые впечатления. Рано утром, выходя на этюды, непременно заметим, как с конца деревни, громко хлопая кнутом, собирает пастух стадо, как, лениво потягиваясь и переговариваясь, выгоняют соседки буренок, телят, овец, как механизатор хлопочет у трактора, цепляя к нему сенокосилку или другой агрегат. Возле правления собираются люди, ведут деловые разговоры, рассаживаются в грузовики, автобусы, повозки, прихватывая с собой вилы, грабли, косы... Начинается трудовой день. За околицей, в белесом тающем тумане, разглядим неуловимый фантастический пейзаж. В лесу вымокнем в росистой траве, удивимся безмолвию могучего берендеева царства. Все это хорошо бы запомнить, запечатлеть краткий миг прекрасного в памяти, ведь неожиданные утренние состояния и свежесть восприятия дают куда больше, чем долгое штудирование в разгаре дня. Если художник проспал предрассветную рань, ни разу не встречал восход солнца, не проложил первым в луговой росе тропинку, он упустил одно из самых грандиозных впечатлений пленэра. Конечно, на одних впечатлениях далеко не уедешь. Будущему художнику необходимо учиться ремеслу, которое поможет воплотить мысли, чувства, отношения в зримые образы. Все мы, работая под руководством педагога или самостоятельно, вкусили трудности живописной грамоты, почувствовали первые разочарования, утратили иллюзии, некоторые вообще бросили рисовать. Отчасти это происходит из-за ложной ориентации на остросюжетные картинки или эффектные виды, а не на внимательное следование натуре, часто вредит желание поскорее получить результат. При всей напряженности и сложности обучения изобразительному искусству начинать лучше с простых, четких заданий. Допустим, приступая к пейзажу, неплохо написать серию этюдов на состояние. Это короткие по времени этюды небольшого размера, выполняемые в разное время дня и любую погоду. Главная задача — передать быстро меняющуюся освещенность, колорит, общий тон мотива, понять зависимость локального цвета предметов от освещения. Например, зелень травы мы привыкли видеть при ясном дневном освещении. А ведь ранним утром, при восходе солнца, она имеет оттенки совсем другие, чем в лучах солнца заходящего. В первом случае преобладают розовато-холодные цвета, в другом — трава кажется бурой, даже насыщенно красной. Еще нагляднее относительность цвета проявится при изображении одного и того же мотива утром, днем и вечером. В этюдах на состояние необязательно тратить много усилий на пересчет деталей, следует как можно точнее взять общие отношения цвета и тона в соответствии натуре, согласовать части в этюде так, чтобы они не лезли из целого, чтобы не было «черных дыр» или неоправданно открытых пятен света и цвета. В этих этюдах мы непосредственно сталкиваемся с композицией. Применяя ее законы, легче согласовать большие отношения, части и детали пейзажа. Рецептов композиции не существует, каждый художник познает ее закономерности по крупицам повсюду: в природе, произведениях мастеров, вырабатывает в каждодневной практике и осмыслении собственного профессионального и жизненного опыта. Освоение целого, способность схватить состояние в природе еще не означает легкого пути к успеху, умения грамотно изображать натуру. Как бы ни была в общем хорошо решена пейзажная композиция, без вдумчивого отношения к смысловой направленности, без мастерски переданных подробностей она может смотреться безжизненной, незавершенной. Необходимо приучать себя внимательно и настойчиво писать детали сначала с натуры, а при выполнении эскизов по памяти не пренебрегать этим. Полезно также сделать несколько гризайлей, которые благодаря скупости средств позволяют свободнее компоновать этюд, учат разумно характеризовать детали пейзажа, их сочетание между собой: кроны деревьев с облаками и архитектурой, воды с прибрежными кустами. Из практики знаю, насколько небрежно пишут ученики землю. Возьмут, казалось бы, близкий цвет на переднем плане, чуть холоднее на дальнем — и все, никакой характеристики рельефа, наполненности его формой, нюансов светотени. Все силы уходят на пышные декоративные сооружения и растительность, а на опору и основу всего сущего — ноль внимания, а вспомните, как скрупулезно точно и в то же время вдохновенно писали землю Александр Иванов, Василий Поленов, Исаак Левитан, Иван Шишкин. Но вот пленэр позади; впереди осенний просмотр, отбор зарисовок, обсуждение тем, выполнение эскизов композиций. Следует предупредить, что эскизы, наброски, сделанные на месте, но не вошедшие в круг будущих разработок, надо со временем рассмотреть вновь. В них, выполненных в условиях пленэра, сохраняется свежесть первого взгляда, непредвзятость, правдивость. Выполняя один вариант за другим, художник спешит за мыслью и воображением, его рука быстро рисует, исправляет, возвращается назад, пытается запечатлеть тот или иной момент композиции. В подобных поисках, не преследующих цели законченности, чаще всего получаются удачные варианты, годные для дальнейшей проработки. Теперь обратите внимание на воспроизведенное здесь эпическое полотно И. Левитана «Озеро». Незатейливый среднерусский мотив, пейзаж удивительно прост и естествен, именно этим дорог и близок он всякому человеку, тонко чувствующему родную природу. Если в произведениях Серебряковой преобладают фигуры людей, напряженный ритм линий, контрастов цвета, то в работах Левитана мы видим современный художнику облик России. Пейзажи узнаваемы, природа в них то в состоянии особой тишины и спокойствия, то порывиста и беспокойна. Поучителен метод работы Левитана над каргиной. Будучи великолепным мастером, он подолгу писал свои полотна, выполнял множество этюдов, вариантов, вкладывал в каждое произведение все силы души, всю любовь к незамутненной чистоте природы. Поэтому немудрено, что, раз увидев, мы запоминаем его картины навсегда.
Тема пейзажа — любимая у ребят. Они с охотой берутся за нее, с удовольствием компонуют, а через два-три занятия уже просят другую тему, работа не ладится. Эскизы получаются однообразные, композиционно не продуманные, вялые по цвету или, наоборот, декоративно крикливые. Пейзаж как учебное задание довольно труден даже для ребят, привезших с летней практики много этюдов и зарисовок. В чем же дело? Возможно, в том, что ничего в искусстве не надо делать механически, понимать то или иное задание прямолинейно, в лоб. Допустим, желая написать утренний пейзаж, берем один из своих удачных этюдов и увеличиваем его, добавляя детали, насыщая персонажами. Вряд ли таким образом можно создать нечто интересное. Еще раз хотелось бы подчеркнуть значение впечатления, может быть, даже самого первого, от натуры. Припоминая свои ощущения, соединяя в целое разрозненные мысли и чувства, пытаясь проникнуть в глубину выбранной темы, мы можем нащупать истину. Когда в голове основной замысел будет готов, пора переносить его на бумагу, искать в вариантах наилучшее решение. При этом не следует забывать, что напряженная учеба, следование традициям отечественной живописи способны дать крепкую профессиональную школу. Бегство от трудностей ремесла подчас заставляет художника разменивать свое творчество на внешние эффекты, занимательные псевдохудожественные фокусы или на бездушные репортажно-натуралистические картинки. В свое время Эжен Делакруа говорил: «Красота — это плод постоянного вдохновения, порожденного упорным трудом. Она появляется на свет с болью и мучениями, как и все, что должно жить... Ничтожные усилия ожидает ничтожная награда|» В. Ларионов Портал Smalti.ru - Вдохновение, творчество, искусство приглашает юных и начинающих художников в рубрику Арт-класс, где размещаются обучающие, наглядные и познавательные материалы для уроков живописи, декоративно-прикладных искусств, истории искусства и искусствоведению. Smalti.ru совместно с партнёрами в различных творческих и прикладных сферах организует он-лайн курсы и реальные арт-классы, где все желающие могут познакомиться с различными техниками изобразительного искусства и живописными приёмами. Читайте далее: Рукодельное чудо |
| ||||||
|