Понимание и внимание - секрет дружной семьи | ||||||||
Мама В приятном положенииЖенское здоровьеНа приёме у врачаПосле родовКоротко о главномСоветы психологаМатеринский опытЮридическая консультация В движенииСалон красотыПравославная семьяКультурный досугМамина кухняПутешествуем вместеНовый год
Дети Дети от 0 до 3Дети от 3 до 6Дети от 6 до 9Дети от 10 до 14Детское питаниеКонсультация врачаСоветуют специалистыБезопасность детейДетский садШколаВоспитание личностиДетское творчествоБабушки и дедушкиИгрушкиЧто читаемПросто дети |
Собираем мечтуСовместный проект журнала «МамаПапаДети» и Московского Центра психолого-педагогической экспертизы игр и игрушекЕлена Шеина Одно из любимых детских занятий – конструирование, т.е. создание из отдельных элементов чего-то целого: домов, машин, мостов... Эта игра не только увлекательна, но и весьма полезна. Kогда малыш строит, он должен ориентироваться на некоторый образ того, что получится, поэтому конструирование развивает образное мышление и воображение. Конструируя что-то, т.е. соединяя части друг с другом, ребенок подстраивает свою руку к деталям конструктора, благодаря чему развивается ручная ловкость и мелкая моторика. Кроме того, добиваясь определенного результата, он развивает целенаправленность собственных действий. В начале дошкольного возраста конструирование тесно связано с сюжетными играми. Интересная постройка может давать толчок к новой игре или менять ее направление. В свою очередь в игре для каждой куклы или собачки нужен свой домик, кроватка, стол. Горки для катания шариков, домики и мебель для кукол, гаражи, мосты и целые города – все это можно построить из разнообразных конструкторов. Традиционный набор строительных материалов, состоящий из деталей разнообразной формы – конусов, пирамидок, брусков и т.п. – пригодится на протяжении всего дошкольного возраста. Поскольку детали не скрепляются друг с другом, то постройки можно легко изменять в соответствии с сюжетом игры. Например, в домике поселилась большая семья, и ей нужен домик побольше; река «разлилась», и мост необходимо переделать или построить новый и т.п. Кроме того, отдельные детали таких наборов могут быть предметами-заместителями, обозначающими в игре реальные предметы (утюг, расческу, машинку и т.п.) и даже каких-либо персонажей. Хорошей игрушкой для дошкольника будет тематический набор для конструирования. Такой набор включает как детали для конструи рования, так и фигурки животных, человечков или растений. Ребенок может создавать необходимое пространство для игры: зоопарк, теремок, фермерское хозяйство, замок и многое другое. Несмотря на то, что часто такие игрушки имеют очень ограниченные возможности непосредственно для конструирования, они открывают богатые возможности для игры. Персонажи – куколки и животные небольших, удобных для ребенка размеров, позволяют разыгрывать разнообразные сюжеты: сказочные, бытовые, виденные на улице и дома или самостоятельно придуманные. Для того чтобы постройки не ломались, можно предложить малышу конструкторы, детали которых скрепляются между собой. Например, блочный конструктор из пластмассы. Из таких конструкторов можно строить в основном разнообразные здания и технику. В наборах обычно есть дополнительные детали в виде окон, колес и т.п. Характерной особенностью таких конструкторов является совместимость деталей с любыми аналогичными наборами конкретной фирмы, что позволяет значительно расширять игровые и строительные возможности. Более сложные по способу крепления конструкторы, например, с болтовым соединением, ребенок может собирать начиная с 5 лет. Пластмассовые или металлические детали представляют собой пластинки различной формы с дырочками и болты с гайками для скрепления пластинок между собой. Они позволяют собирать в основном различную технику: подъемные краны, вертолеты и т.п., а также дают возможность познакомить ребенка с настоящими инструментами (отвертка, гаечный ключ) и их использованием. Существуют похожие конструкторы из пластика или дерева, которые скрепляются не болтами и гайками, а специальными деталями. К концу дошкольного возраста конструирование становится самостоятельной деятельностью и интересно ребенку уже само по себе как возможность создания чего-либо. В этом возрасте его можно познакомить с конструкторами, постройки из которых более абстрактны. Например, необычные по форме и свойствам поделки можно создавать из магнитных конструкто ров. Они состоят из намагниченных деталей (разной формы палочек или пластинок) и металлических шариков. Конструируя, ребенок сможет поэкспериментировать со свойствами магнитов, которые позволяют создавать оригинальные постройки: разнообразные архитектурные строения, конструкции с вращающимися частями, технику, модели животных и многое другое. Интересны и необычны также криволинейные контурные конструкторы из тонких гибких пластиковых трубочек разной длины, соединяющиеся между собой с помощью жестких пластмассовых креплений. Такие конструкторы – вариант пространственного рисования. При этом готовую модель можно рассмотреть со всех сторон. Гибкость деталей дает плавность линий и позволяет моделировать объекты как неживой, так и живой природы. Из разноцветных трубочек получаются интересные фигуры, со свойствами которых ребенок может экспериментировать: скручивать, сжимать, выворачивать наизнанку и т.п. Конструкторов великое множество: любой новый способ сцепления деталей, появление новых материалов и технологий может приводить к созданию нового конструктора. Ваша задача – сделать купленный набор интересным и привлекательным для ребенка: поиграйте вместе с ним, придумайте оригинальное задание. С другой стороны, не следует все время показывать и объяснять, как и что надо делать: дайте возможность малышу самому поэкспериментировать с материалом и что-нибудь придумать. Читайте далее: Компьютер – друг или враг? |
| ||||||
|