Понимание и внимание - секрет дружной семьи | ||||||||
Мама В приятном положенииЖенское здоровьеНа приёме у врачаПосле родовКоротко о главномСоветы психологаМатеринский опытЮридическая консультация В движенииСалон красотыПравославная семьяКультурный досугМамина кухняПутешествуем вместеНовый год
Дети Дети от 0 до 3Дети от 3 до 6Дети от 6 до 9Дети от 10 до 14Детское питаниеКонсультация врачаСоветуют специалистыБезопасность детейДетский садШколаВоспитание личностиДетское творчествоБабушки и дедушкиИгрушкиЧто читаемПросто дети |
Игрушки: вкладыши и пирамидкиСовместный проект журнала «МамаПапаДети» и Инна Ульянова Чтобы малыши лучше развивались и учились сравнивать предметы, существуют специальные игрушки. Эти игрушки предназначены для детей раннего возраста и обладают удивительным свойством – они сами подсказывают, как с ними играть. К их числу относятся всем известные пирамидки и вкладыши, предназначенные для развития нагляднодейственного мышления малыша. Вкладыши представляют собой несколько (от 3 до 12) полых предметов одинаковой формы и разного размера. Это могут быть кубики, стаканчики, цилиндры, мисочки, половинки шара, убывающие по величине, бочонки или даже матрешки. Вкладывая меньший предмет в больший, дети учатся соотносить величину предметов, координируя действия руки и глаза. Эти игрушки очень полезны для развития восприятия и мышления ребёнка. Выбирая вкладыши, надо обращать внимание на то, как много различных действий сможет осуществлять с ними малыш. Так, мисочки можно использовать и как вкладыши, и как пирамидку. Если они раскрашены различными оттенками одного цвета, можно искать сериационный ряд по цвету. Если у мисочек есть рельефное изображение на донышке, можно делать интересные куличики. Мисочки, у которых на дне дырочки, пригодятся для экспериментирования с водой. Вкладыши кубической формы более устойчивы и могут использоваться в сюжетных играх в качестве домиков. При выборе вкладышей стоит обратить внимание на то, как они выполнены. Если это, к примеру, стаканчики-мисочки, то они должны быть изготовлены так, чтобы вынимать и вкладывать их было легко и удобно. Иначе ребенок не сможет справиться с такой «забавой», устанет и быстро откажется от игры. Вкладыши могут быть как пластмассовые, так и деревянные или картонные – главное, чтобы они были приятны на ощупь. Еще одним вариантом вкладышей являются специальные пособия с прорезями или углублениями разной формы и размера, в которые вкладываются соответствующие детали, их называют коробками форм. Ребенку надо для каждого отверстия подобрать соответствующую деталь по форме и размеру и вставить ее туда. Здесь важно, чтобы формы, которые использованы в этой игрушке, были простыми и понятными для детей этого возраста (круг, квадрат, треугольник), иначе после нескольких неудачных попыток малыш не захочет больше играть в нее, потому что ему трудно. Также надо обратить внимание на то, чтобы детали легко входили в соответствующие отверстия, т.е. ребенок без особых усилий должен вставлять детали, если он правильно их подобрал. Однако не должно быть такого, что в отверстие одной формы можно вставить деталь другой формы, иначе игрушка потеряет свой смысл. Замечательная игрушка, которая является и украшением, и сувениром, – это русская матрешка. К тому же, она имеет большое развивающее значение. С ее помощью можно научить детей сравнивать предметы по высоте, ширине, цвету и объему. Все это способствует координации руки и глаза, развивает восприятие и мышление маленьких детей. Но чтобы матрешка имела развивающее действие, недостаточно просто дать ее в руки ребенку. Необходимо открыть ее замечательные свойства и научить малыша играть с ней. В первых играх с матрешкой участие взрослого просто необходимо. Надо «оживить» маленьких неподвижных кукол, дать им характер, сделать веселыми и озорными, чтобы малыш увлекся и в дальнейшем с удовольствием играл с этой замечательной игрушкой. Следующая игрушка, без которой невозможно представить раннее детство, – это пирамидка. У ребенка 1-2 лет должны быть пирамидки, различные по материалу, размеру, форме и цветовой гамме. Для детей от года до полутора лет пирамидка должна быть простая, состоящая из 3-4 колец одного размера и цвета. Детям постарше подходят пирамидки с кольцами разного размера, но стержень должен быть в виде конуса, чтобы малыш мог понять, какое колечко само опускается, а какое не влезает на стержень. Здесь уже колечки могут быть разноцветными, но цвета должны быть простыми, без оттенков, чтобы ребенок постепенно усваивал их название и внешний вид. Размер пирамидки должен быть примерно 10-15 см, чтобы малышу было удобно действовать с ней, сидя за столом. Материалом для пирамидок может служить качественная пластмасса без зазубрин, чтобы ребенок не поранился, или хорошо обработанное и окрашенное дерево. Выбирая пирамидки, нужно проверить, легко ли надеваются колечки. Малыш должен без особых усилий снимать и надевать кольца на палочку, иначе он не сможет играть с пирамидкой, и она потеряет всякий смысл. Недостаточно просто дать игрушку в руки ребенку, нужно научить его, как с ней можно играть. Сначала малыши предпочитают разбирать пирамидку, т.е. снимать колечки с палочки, затем надо научиться надевать колечки: правильно брать кольцо пирамидки пальцами и нанизывать его на стержень. Затем можно игру усложнить, предложив пирамидку с колечками разного размера. Малыш поначалу будет складывать ее, не обращая внимания на размер, а потом постепенно, с помощью взрослого, научится складыванию так называемой гладкой пирамидки: от большего кольца к меньшему. Пирамидка, сложенная правильно, на ощупь гладкая: можно проверить собранную пирамидку, проведя по ней рукой. Детям около 2 лет можно разнообразить действия с пирамидкой – например, сложить дорожку из колец, располагая их от большего к меньшему. Сначала можно складывать, не обращая внимания на величину колец, потом составить ровную, постепенно сужающуюся дорожку. Затем из колец можно сложить башенку. Чтобы башенка была прочной, каждое верхнее колечко должно быть меньше нижнего. Пирамидка с кольцами разного цвета служит прекрасным материалом для различения цветов. Для этого игра должна сопровождаться не только показом, но и речевыми комментариями. Чтобы играть таким образом, нужны две одинаковые пирамидки, состоящие из 3-4 колец разного цвета, для взрослого и ребенка. Разберите вместе с ребенком каждый свою пирамидку, покажите кольцо определенного цвета и попросите его найти такое же – красное или синее, затем сравните со своим и т.д. Чтобы получить правильно собранную пирамидку или вкладыши, нужна помощь взрослого, т.к. малыш сам еще не может представить результат. Поэтому взрослому надо грамотно помогать ребенку, не делать за него или вместе с ним, чтобы он подражал действиям взрослого, а заинтересовать его, но не навязывать способ действия – показать и дать самостоятельно действовать с предметами. Вначале малыш может выполнять эти действия только через практические пробы. Например, когда он вставляет большую деталь вкладыша в меньшую, у него ничего не получается, тогда он начинает с силой впихивать, но вскоре убеждается в несостоятельности этих попыток и переходит к примериванию и опробованию разных частей, пока не найдет нужную деталь. Если у малыша самостоятельно не получается и он злится и зацикливается на неудаче, то взрослому необходимо мягко направить его, например, предложив другую деталь. Читайте далее: Игрушки-каталки |
| ||||||
|