МамаПапаДети - Журнал для современных родителей Понимание и внимание - секрет дружной семьи

Почему читать не получается?

Татьяна Ткаченко, логопед, заслуженный учитель РФ, автор серии книг «Завтра в школу»

Когда родители впервые открывают перед малышом Букварь, они даже не представляют, со сколькими трудностями могут столкнуться. Вспоминаются десятки случаев из моей более чем 40-летней практики. Вот самые типичные.

Случай первый. Машеньке 3,5 года, она в силу возраста ещё не выговаривает шипящие звуки и Р, то есть вместо КОШКА МУРКА произносит КОСКА МУЛКА. Но именно так Маша и прочитает, то есть исказит любой текст, а вместо чтения родители получат закрепление неверного произношения. Что делать? Не торопиться с чтением. Вначале самостоятельно (по надёжным пособиям) или с помощью логопеда исправить произношение у ребёнка, помня, что письменная речь формируется на базе устной и повторяет все её ошибки!

Случай второй. Максиму 4,5 года. Он никак не может запомнить буквы. Постоянно путает: Х и К, Г и Т, М и Л и пр. Как помочь в таком случае? Заняться заучиванием каждой буквы по отдельности. Потратить на это время и силы: обводить букву по контуру, раскрашивать, вырезать из бумаги, лепить из пластилина. Запоминанию хорошо помогают рифмовки, в которых буква соотносится с похожим предметом и соответствующий звук встречается часто. Например:
Три шипа, а снизу палка,
Чьи – то шины очень жалко!
Шины по шоссе шуршали,
Но шепнули: «ШШ!» и встали.


Третий случай. Родители быстро выучили с 5-летней Верочкой все буквы, но называли их так, как положено в алфавите: ЭС, ЭЛЬ, О, ЭН, поэтому девочка никак не могла прочитать слово СЛОН. Как нужно «именовать» буквы, чтобы их слияние проходило легко и давало «живое слово»? Называйте согласные буквы коротко, без добавления «посторонних примесей», так, как они звучат в конце слов: помидоР, насоС, стоЛ, кармаН и пр.

Случай четвертый. Никите 5,5 года. Он знает все буквы, правильно их называет, но, читая длинные слова (Р, У, Б, А, Ш, К, А), забывает, с чего начал. Как помочь мальчику объединять буквы и не «терять» их? Учите детей послоговому чтению! При этом старайтесь читать нараспев, с протягиванием гласных (РУУ-БАААШ - КАААА, МААА – ЛИИИИ – НАААА). Так у ребёнка намного быстрее появятся слитность и осознанность чтения.

Надеюсь, что учёт указанных принципов обучения поможет вашему ребёнку легко и, главное, с удовольствием входить в прекрасный мир чтения!



Читайте далее: Без имени





© «МамаПапаДети», 2010-2021. Журнал для современных родителей
Мнение редакции не всегда совпадает с мнением авторов. Медицинские советы на сайте носят рекомендательный характер, для учета индивидуальных факторов в лечении и профилактике необходима консультация врача.
Рукописи и материалы, присланные в редакцию, не рецензируются и не возвращаются. Перепечатка и любое использование материалов журнала возможны только с письменного разрешения редакции.
  Контакты
Наши партнеры
Карта сайта