Понимание и внимание - секрет дружной семьи | ||||||||
Мама В приятном положенииЖенское здоровьеНа приёме у врачаПосле родовКоротко о главномСоветы психологаМатеринский опытЮридическая консультация В движенииСалон красотыПравославная семьяКультурный досугМамина кухняПутешествуем вместеНовый год
Дети Дети от 0 до 3Дети от 3 до 6Дети от 6 до 9Дети от 10 до 14Детское питаниеКонсультация врачаСоветуют специалистыБезопасность детейДетский садШколаВоспитание личностиДетское творчествоБабушки и дедушкиИгрушкиЧто читаемПросто дети |
Чтобы помнили...Екатерина Александрова Литература о Второй мировой войне – особый, гигантский и постоянно растущий сегмент культуры. Он не ограничен жесткими рамками, вмещает в себя множество жанров и стилей и до сих пор не остановился в своем развитии. Даже главная тема, вокруг которой организуется этот огромный ворох прозы и стихов, может трактоваться совершенно по-разному, от исследования политических хитросплетений до истории крестьянской семьи в тылу. Вторая мировая война, безусловно, разделила мир, историю и культуру ХХ века на две половины. Это отражается даже в языке: хотя «довоенный» и «послевоенный», вроде бы, чисто хронологические и стилистические понятия, все мы понимаем, что в эти слова вложено еще и определенное ощущение, разное восприятие жизни «до» и «после». С одной стороны, война оставила после себя многолетний политический разлом и угрозу Третьей мировой, однажды казавшуюся вполне реальной. Миллионы опустевших домов, людей с незаживающими душевными ранами. Неполные семьи, слишком рано повзрослевшие дети, хронические, неизлечимые болезни. До сих пор острый комплекс вины и, как обратная сторона этой «медали», не перегоревшее осуждение по отношению к Германии, «стране-виновнице». Утраченные произведения искусства, сгоревшие книги. Леденящие душу рассказы и мемуары. Неразрешимые споры о правых и виноватых. С другой стороны – неисчерпанная гордость «страны-победительницы», которая остается источником патриотизма даже для тех, кто родился на полвека позже. Создание ООН. Послевоенный беби-бум и многолетний восторг от жизни как таковой. Военное поколение, превосходившее прочие силой, мудростью и свободой. Удавшийся план Маршалла. Реконструкция старых городов и появление новых. И, конечно, огромное число сильнейших произведений искусства, продолжающих появляться до сих пор, когда истинных участников войны осталось совсем немного. Военные симфонии Шостаковича, стихи Симонова. «Падение Берлина», «17 мгновений весны» и «Жизнь прекрасна». Картина Рериха «Победа» и «Голубь мира» Пикассо. Военные повести Бориса Васильева, Виктора Некрасова, Василя Быкова и чуть более поздняя волна так называемой «лейтенантской прозы» Юрия Бондарева, Константина Воробьёва и еще целого ряда прямых участников событий. Надо сказать, литература – один из важнейших каналов восприятия войны. А также один из наиболее доступных и многоплановых. Поколения, не видевшие войны вживую, узнавали и будут узнавать о ней именно из книг. Даже многие ключевые для этой темы фильмы представляют собой экранизации мемуаров или художественной прозы: из советского кино сразу вспоминается «А зори здесь тихие». Особое уважение вызывают авторы, сумевшие облечь эту сложную, трагическую информацию в форму, доступную детям, то есть – написать о Второй мировой детскую книгу. В детской литературе о войне важно передать не только исторические события, но и дух этих событий, и последнее, возможно, важнее. Нужно постараться ответить на неизбежно возникающие у читателя вопросы этического характера. В современной прозе, выбравшейся из прежних идеологических рамок, это означает не поделить воевавший мир жестко на темную и светлую силы, не осудить или возвысить несколько народов разом, а, скорее, сделать акцент на человеческой составляющей происходившего, которая для большинства одинакова. В этом смысле интереснее и, возможно, правильнее всего прочесть несколько книг, написанных авторами из разных стран. Это дает удивительную объемность восприятия, особенно если один из авторов немец, а другой – русский. Для детского писателя также очень важно адекватно раскрыть процесс внезапного взросления «детей войны», страшного, но мощного скачка от игры в солдатиков к реальной битве за жизнь. Кристине Нестлинге «Лети, майский жук!» Контакт-Культура, 2006 Книга-воспоминание, книга-переживание, написанная болью сердца, навсегда раненного войной. Необычно ранняя весна 1945 года. Вена, придавленная фашистским сапогом, – в ожидании расплаты. Смутное, тяжёлое время, но забрезжил свет. Близок конец войны и связанная с ним пора надежд. Небогатый район Вены. Семья менее чем скромного достатка. Дедушка-часовщик, домохозяйка – бабушка, папа – раненый солдат немецкого вермахта, а потом – и дезертир, мама и сестра. Им суждено, перенеся невзгоды войны, пережить конец Третьего рейха и освобождение Австрии советскими солдатами, видевшими в них врагов. Виктор Новиков «Блокада снится мне ночами» ДЕТГИЗ, 2010 Скульптор Виктор Новиков мальчишкой пережил страшную 900-дневную блокаду. Книга его воспоминаний одета в цвет траура, но она написана не о смерти и страхе, а о надежде, преодолении, Победе и о величии людей. Людей, умирающих, но не сломленных варварством фашизма, не потерявших гордость и доброту, заботу о ближнем. Людей, не обезумевших от голода, как писали некоторые историки за рубежом, а выстоявших и победивших. Виктор Новиков писал и лепил блокаду всю жизнь – рассказы о жизни осаждённого города в этой книге проиллюстрированы его рисунками и скульптурными композициями. Игорь Смольников «Большой букет подснежников» Гриф, 2010 В этой необычной книге переплетаются голоса взрослого и ребёнка, дневниковые записи, строчки писем с фронта и на фронт. Это и знакомая, и другая история Великой Оте-чественной, которую сохранил семейный архив, а сын рассказал сегодня. «Здравствуй, мой милый папидла! Целую тебя много-много раз». Альберт Иванов «Старая немецкая сказка, или Игра в войну» АСТ, 2007 За любой, даже самой страшной войной наступает мир, которого дети, выросшие рядом с войной, не застали. Когда раз и навсегда затверженные аксиомы войны лишаются смысла, нужно снова учиться жить заново. Альберт Иванов, создатель знаменитых Хомы и Суслика, написал три повести об этой сложной учёбе послевоенных детей. Анника Тор «Остров в море» ИД Самокат, 2009 Вторая мировая война ещё не началась, но первые ручейки беженцев уже потянулись из новой Великой Германии во все концы света. Сёстрам Нелли и Штеффи из шумной музыкальной Вены выпало попасть на маленький шведский остров в семьи рыбаков. Приживутся ли они среди суровых людей, говорящих на другом языке, в этом северном захолустье? Материал подготовлен в рамках совместного проекта журнала «МамаПапаДети» и «Лавочки детских книг». Все представленные в обзоре книги можно приобрести в магазинах сети. Читайте далее: Три чашки чая |
| ||||||
|