МамаПапаДети - Журнал для современных родителей Приметы говорят, что сегодня можно услышать первое весеннее жужжание шмеля.

Введение во Храм Пресвятой Богородицы

Барская Н.А.

В число главных двунадесятых праздников годового круга входит праздник в честь одного из описанных в «Протоевангелии» событий детства Девы Марии — события, означившего начало ее жизни в Иерусалимском храме и получившего название Введение во Храм Пресвятой Богородицы. Он справляется 21 ноября или 4 декабря по новому стилю.

«Протоевангелие» рассказывает об этом событии емко, описывая связанные с ним обстоятельства и указывая на его внутренний смысл. Оно повествует, что, когда Анна слышит благовестие о рождении у нее ребенка, она обещает посвятить его Богу, с чем соглашается и отец девочки — благочестивый Иоаким. Исполнить свой обет, отдать дочь в Иерусалимский храм, который почитался обиталищем Бога на земле, родители решают тогда, когда ей исполнится три года. Когда приходит этот срок, Иоаким приказывает позвать непорочных дев иудейских, чтобы они стали по пути во храм со светильниками и зажгли их, дабы «дитя не возвратилось назад и чтобы полюбило храм Господень».

Так и было сделано: сопровождаемая родителями и девами со светильниками трехлетняя Мария приходит в храм, где ее встретил, благословил и предрек, что через нее явит Господь искупление, первосвященник Захария. Он поставил девочку на третью ступень жертвенника , и она «дрожала от радости», и «плясала на ногах своих» и осталась в храме. Средневековые авторы добавили к рассказу апокрифа одну знаменательную деталь: принимая дитя, первосвященник ввел девочку в святая святых храма.

Младенец, переступивший заветный порог, сам уготован стать «одушевленным храмом». И все двенадцать лет, до совершеннолетия, когда, по обычаю, она должна была покинуть храм, жила Мария в нем «как голубица», и пищу ей приносил ангел.

Родительский обет посвящения дочери Богу исполнился сполна: тому свидетельство и пророческое благословение первосвященника при приходе малютки в храм и та радость, с которой она остается в Божьем доме. Из рассказа следует, что Введение Марии во храм — начало той особой, посвященной Богу жизни, в которой обретет она благодать, станет «благословенна между женами» и воплотит по слову Божьему Спасителя.

В этот день, как истолковывали протоевангельский рассказ песнопения и гимны праздничной службы, в созданный людскими руками храм, где Бог прибывал невидим и непостижим для людей, вошла Мария, которая сама станет «невместимого Бога вместилищем», живой храм, из которого Бог явится во плоти ради спасения людей.

Фреска «Введение во храм Пресвятой Богородицы» в церкви Успения на Волотовом поле

Воплощая это радостное и таинственное событие, замечательные образы создали художники Древней Руси. Способ его изображения, канон, которому следовали мастера, оставался по существу во все времена неизменным, он просто строго следовал рассказу апокрифа.Ведь этот рассказ очень выразительно представляет Введение во храм Пресвятой Богородицы в виде необычайно торжественного шествия со светильниками в руках, сопровождающего трехлетнюю Марию в ее пути к Иерусалимскому храму. Широко, величаво развертывается это шествие во многих фресковых росписях, украшающих стены русских церквей.

Один из знаменитейших образов Введения Пресвятой Богородицы во храм был во фресках новгородской церкви Успения на Волотовом поле XIV века. Храм этот погиб в Великую Отечественную войну, но фотографии и необыкновенно тщательные и точные копии доносят до нас этот образ, созданный в ту эпоху, когда искусство удивительно умело раскрывать заключенное в реальном, преображающее его таинственное духовное начало.

Копия фрески «Введение во храм Пресвятой Богородицы»
Копия фрески «Введение во храм Пресвятой Богородицы»
1380 год


Фреска «Введение во храм Пресвятой Богородицы» занимала в Волотовской церкви большую часть северной стены, и ее естественно делило на две части узкое окно. Справа от окна, на фоне увитого парящим велумом оставленного дома Марии, были изображены юные девы, ставшие, по приказу Иоакима, по пути его дочери во храм. Легкие и нежные, окутанные струящимися розово-лиловыми одеждами, похожие на тонкие, длинные свечи в их руках, встают они как подлинный образ чистоты, воздающей честь «пречистой Марии». И захватывающе, пронзительно выражение постижения тайны на их юных, неправильных, пронизанных трепетным светом ликах.

Фреска на южной стороне церкви Успения на Волотовом поле впереди, слева от окна, там, куда устремлены взгляды дев, Захария-первосвященник встречает у ворот храма юную Марию и идущих за ней родителей. Мария изображена в привычных, узнаваемых одеждах Богородицы, темно-вишневым мафорием покрыта ее голова, но по-детски мал ее рост и округл лик. Стремительно ступает она на ступень храма. Очерченные необычайно широким абрисом фигуры склонившихся над ней первосвященника, отца и матери словно защищают собой девочку. А их обращенные друг к другу лики полны напряженной, взволнованной мысли, во всеоружии опыта и любви постигают они таинственную драгоценность этой юной жизни.

И как подтверждение этой высокой тайны, за спиной Захарии подымается над всем изображением восседающая на ступени жертвенника малютка Мария, принимающая пищу от ангела. В ее лике, во всем ее облике как бы своего предела достигает та нежная, детская чистота, которой наделены девы, и в соединении с этой детской чистотой особенно выразительна серьезность лика, торжественны жест, которым простирает она руку к ангелу.

Иконы «Введение во храм Пресвятой Богородицы»

Широко изображалось Введение во храм Пресвятой Богородицы и в иконописи: до наших дней дошли иконы на этот сюжет уже начиная с XIV столетия. Здесь событие, изображенное с помощью того же устойчивого канона, обретало несколько иной оттенок, чем во фресках особенно отчетливо выступивший в иконах классического XV века. Вот два произведения этого столетия: созданная московским мастером в 1497 г. икона «Введение во храм» из Кирилло-Белозерского монастыря и икона из «Софийских святцев» (новгородская таблетка).

Икона «Введение во храм Пресвятой Богородицы»
Икона «Введение во храм Пресвятой Богородицы»
Из Кирилло-Белозерского монастыря. 1497 г.


Серебряной басмой (прочеканенной серебряной пластиной) покрыт фон — изображен свет вечности на кирилловской иконе и золотом — на новгородской таблетке. Окруженные этим свечением вечности, не широко развертываются, как во фресках, а представлены на обеих иконах сжато, емко — и в самой этой емкости уже таинственны — процессии, ведущие Марию во храм. Чудесно соединяются вместе их начальный и конечный пункты: слева в виде различных по форме, но в обоих случаях прекрасных башен встает дом Иоакима, а справа, соединенный с ним стеной и перекинутым велумом, подымается стройный Иерусалимский храм.

Икона-таблетка «Введение во храм Пресвятой Богородицы»
Икона-таблетка «Введение во храм Пресвятой Богородицы»
Из Софийского собора в Новгороде. Рубеж XV-XVI веков


Слиты воедино и все действия, происшедшие на этом пути: на обеих иконах еще идут, выходя из дома, девы, ступают Иоаким и Анна, но уже пришла в храм, достигла цели, спокойна стоит встреченная Захарией Мария. Воплощая окончательную цель, подлинный итог этой процессии, в ее облике чудесно проступает, доминирует будущее: лишь рост ее безусловно свидетельствует о детском возрасте, а лик, одежда, поза — привычные черты Богородицы, того «живого храма», который, на радость людям, вводится здесь в храм рукотворный. Еще раз напоминая этот главный, высокий и радостный смысл события, Мария, принимающая пищу от ангела, на обеих иконах предстает в величавом облике Богородицы.

Серьезны, но спокойны и светлы лики всех участников события, размышляющих над светлой тайной, и ее открывшаяся им радость пронизывает собой строй обоих произведений. Эта радость и в торжественном ритме самих шествий, особенно подчеркнутым на кирилловской иконе, и в красоте архитектуры, и в праздничном подборе цветов, хотя новгородский мастер строит его на соединении золота с алым и зеленым, а кирилловский холодное сияние басмы дополняет синими и винно-красными тонами.

Русская иконопись и в дальнейшем стремилась воплотить в образах Введения во храм Пресвятой Богородицы идею соединения двух храмов, сохранить в людской памяти то истолкование события, которое составляет лейтмотив посвященного ему праздника.


Информационный партнёр рубрики «Православная семья»: Иконовед.рф - портал, посвящённый русской иконе.



Материал опубликован: Журнал «МамаПапаДети» 2017

Читайте далее: Благовещение Пресвятой Богородицы





Новости

Фестиваль «Золотая Черепаха» – крупнейший культурный эколого-просветительский проект в мире
Москва, Экспоцентр,
14 октября – 5 ноября 2017 года

Большая наука за школьной партой – «День биотехнологий» прошел 19 октября 2017 года в московской школе №2098



Мастерская для родителей


Мы на Facebook
Мы Вконтакте

Добавить в Twitter
  • В приятном положении
  • Женское здоровье
  • Материнский опыт
  • Личное время
  • Салон красоты
  • На приеме у врача
  • Мамина кухня
Реклама:
© «МамаПапаДети», 2010-2017. Журнал для современных родителей
Мнение редакции не всегда совпадает с мнением авторов. Медицинские советы на сайте носят рекомендательный характер, для учета индивидуальных факторов в лечении и профилактике необходима консультация врача.
Рукописи и материалы, присланные в редакцию, не рецензируются и не возвращаются. Перепечатка и любое использование материалов журнала возможны только с письменного разрешения редакции.
  Контакты
Наши партнеры
Рекламодателям
Конкурсы
Колонка редактора
Карта сайта