![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
||||
![]() |
Понимание и внимание - секрет дружной семьи | |||||||
![]() ![]() | ||||||||
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
«Превратиться я хочу...»Елена Смирнова, Мария Соколова Совместный проект журнала «МамаПапаДети» и Московского Центра психолого-педагогической экспертизы игр и игрушек Дошкольное детство – это возраст игры. В этот период возникает и приобретает наиболее развёрнутую форму особый вид детской игры, который в психологии и педагогике получил название сюжетно-ролевой. Детская комната вдруг превращается в больницу, в рыцарский замок или в поле сражения, а играющие берут на себя соответствующие роли – врача, рыцаря или солдата. Играя, управлять поведением?
Для того чтобы взять на себя роль другого человека, ребёнку необходимо выделить в этом человеке характерные признаки, присущие только ему, правила и способы его поведения. В том случае, если какой-либо персонаж просто привлекателен для ребёнка, но характер его действий и правила его поведения непонятны, роль не может быть выполнена. Дошкольник просто не знает, как играть эту роль, что делать. Примеряя какой-то образ, ребёнок тем самым берёт на себя определённый, понятный способ поведения, который характерен для этого героя, принимает систему жёсткой необходимости выполнения определённых действий в определённой последовательности. Так что кажущаяся свобода в такой игре весьма относительна, она существует только в пределах взятой на себя роли. Но всё дело в том, что эти ограничения ребёнок берёт на себя добровольно, по собственному желанию! Более того, именно это подчинение принятому закону доставляет ребёнку максимальное удовольствие. Он сознательно преодолевает свои импульсивные желания (побегать, попрыгать и пр.) для того, чтобы правильно выполнить роль и чтобы в результате получилась игра. В таком преодолении проявляются ростки важнейших и столь дефицитных в настоящее время личностных качеств – воли, саморегуляции, ответственности. Поэтому игры с превращениями важно стимулировать, поддерживать и развивать. Играем в… кого?50–60 лет назад дети играли в профессии окружающих взрослых – в доктора, продавца, шофёра. Эти профессии были понятны дошкольникам и связывались с определёнными действиями в определённой последовательности. Сегодня профессии родителей, как правило, непонятны дошкольникам. В самом деле, как играть в программиста? В маркетолога, менеджера, юриста, экономиста? Мир взрослых стал закрытым для современных детей. Зато им открылся совсем другой, «потусторонний» мир, пришедший с экранов телевизоров. Современная индустрия предлагает огромное количество мультипликационных сериалов для детей, в которых активно действуют новые герои нашего времени. По данным опросов детей и родителей, самые популярные на сегодня мультипликационные кумиры (2010–2011 гг.) – это загадочные Бакуганы, феи Винкс и отважный Человек-паук. Чуть отстают от них Черепашки-ниндзя и Братц. Среди отечественных мультгероев можно назвать, безусловно, популярных персонажей мультфильма «Маша и медведь». Популярность Смешариков и Лунтика, высокая в 2008–2010 гг., постепенно идет на убыль. Если вы зайдете в любую группу детского сада, то с большой вероятностью обнаружите в руках играющих детей шарики Бакуганов, фигурки Спайдермена или Бена 10, кукол Винкс или Черепашек-ниндзя. «Герои» или «антигерои» современности?Что собой представляют эти герои, какую информацию они несут ребенку и, наконец, как в них играют дети? Первое, что хочется отметить, – это нереальность, фантазийность самих образов. И Человек-паук, и феи Винкс, и тем более неведомые Бакуганы – существа вымышленные, плод креативных усилий режиссеров и дизайнеров. Эти персонажи живут либо на грани реального и виртуального миров, либо в полностью вымышленном пространстве. Для яркого контраста можно вспомнить, например, еще совсем недавно сверхпопулярного Супермена или красотку Барби, имевших хоть и гиперболизированные, но явно реальные черты лица и облика, а также вполне реально существующее пространство для жизни и подвигов. Следующая характеристика – анимизация фигур героев, нарушение человеческого облика. Очевидно, таким образом человек пытается найти недостающие силы в освоении непознанных и таинственных миров. Это один из древних механизмов присвоения магических и сверхъестественных сил: вспомним, например, тотемы или священные танцы разных народов в масках животных. Заметим, что в предыдущих нескольких поколениях доминировала обратная тенденция – антропоморфизация, очеловечивание фигур мультипликационных героев, когда многочисленные котята и тигрята, а также паровозики вели человеческий (здесь имеется в виду – более высокоорганизованный и духовный) образ жизни и диалог с окружающими. Интересным также является диссонанс между ярким, стильным внешним обликом героев и невозможностью их воспроизвести. Если вы попробуете вспомнить лицо популярного мультгероя и его выражение, то в лучшем случае вспомните «лицо с обложки». Общая динамика событий на экране и скорость предъявления персонажей не дает возможности разглядеть как следует их лицо и характер. Еще одна яркая черта – достаточно явное разделение самих мультфильмов по гендерному признаку. Невооруженным взглядом видно, что, например, мульт-фильм про Человека-паука, скорее, для мальчиков, а сериал «Винкс» – для девочек. Это естественно облегчает идентификацию с героями – ребенок воспринимает мультфильм как историю «про меня и моих подруг (друзей)». Существуют также мультфильмы, адресованные детям обоих полов, но их значительно меньше. А вот с возрастной адресацией мультфильма ситуация гораздо сложнее. Большинство вышеперечисленных мультфильмов адресовано детям школьных возрастов (от 7 лет, от 11 лет и т. п.). Выход современных мультфильмов в широкий прокат сопровождается мощной рекламной кампанией и обязательным нынче мерчендайзингом – продажей атрибутики: игрушек, одежды, канцелярских принадлежностей и т. п., на которых присутствуют картинки и персонажи фильмов. И здесь происходит интересная история. Персонажи, выпущенные в виде игрушек – фигурок, кукол или мягких зверей, автоматически попадают в руки детей дошкольного возраста, т. е. «опускаются» по возрастной лестнице. Дальше запускается цепная реакция – получив игрушку, ребенок требует показать ему мультфильм И здесь дошкольники оказываются в сложной ситуации – они имеют «крутой» мультик, но не понимают его смысла, так как мотивы поступков героев, содержание их речи и событий адресованы более старшим детям. У них есть модная игрушка, но они не знают, что с ней делать, во что и как с ней играть. Обратимся теперь к другой интересной стороне жизни героев мультфильмов – к игре детей с этими героями. Характер героев игр обычно определяется тем, что дети видели и слышали, а также миром, в котором они живут (семья, общество, друзья). Если мы сделаем небольшой экскурс в историю детской игры, то увидим, что в различные исторические эпохи дети играли в разные игры. Так, например, игры детей 20-30-х годов были наполнены сюжетами тяжелого ручного труда, революционными и военными мотивами, играми в «красных и белых». Военные игры в самых различных вариациях были вообще характерны для многих поколений детей в СССР. Среди героев послевоенных игр были популярны челюскинцы, моряки, полярники; затем пришел черед космонавтов, подводников и т. п. Это были реальные люди, которые благодаря своему особому мужеству, отваге, выдержке смогли добиться выдающихся результатов. В сюжетах детей, чье детство пришлось на период перестройки, можно было найти игры в рэкет, бандитов и хронические дорожные аварии. Некоторое время назад московские дети играли в захват заложников и спасателей, сегодня они играют в цунами и землетрясение в Японии.
Что делать?Нужно ли противостоять этим современным реалиям? Вопрос трудный и, безусловно, заслуживающий специальных исследований. Сегодня лишь отдельные родители критически относятся к содержанию мультфильмов и подбирают их в соответствии с возрастными особенностями ребенка. Большинство же родителей искренне уверено, что просмотр современных мультфильмов вовсе не мешает и даже помогает детскому развитию. Многие, понимая опасность современной детской видеопродукции, не могут лишить своего ребенка возможности быть в курсе событий («все это смотрят, все в это играют, так что же он (она) будет как белая ворона»). Между тем, частые просмотры мультфильмов с агрессивными действиями, сценами насилия могут расцениваться как стрессовый фактор, дестабилизирующий нормальное развитие личности ребенка. Проблема заключается в том, что взрослые сами, своими руками запускают этот механизм, включая детям мульт-фильмы с сомнительным и неоднозначным содержанием, считая это нормальным и естественным времяпрепровождением. Читайте далее: Почему дети воруют? |
![]() ![]()
![]() | ||||||
![]() ![]() | ||||||||
|