![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
||||
![]() |
Понимание и внимание - секрет дружной семьи | |||||||
![]() ![]() | ||||||||
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
Один домаНаталья Барложецкая Вопрос о том, в каком возрасте можно оставлять ребёнка дома одного, вызывает много споров. Кто-то приводит примеры из «западной жизни», где проблема «один дома» решена на законодательном уровне и родители могут оставлять ребёнка без присмотра старших лишь с 12–13 лет. Кто-то ссылается на мнение детских психологов и говорит о необходимости воспитывать самостоятельность, поэтому иначе определяет оптимальный возраст «домашнего одиночества» – 6–7 лет. По закону Что говорят детские психологи?Однозначный ответ родителям на вопрос, в каком возрасте можно оставлять ребёнка дома одного, не сможет дать никто. Это зависит от многих обстоятельств: личностных особенностей и типологических характеристик ребёнка, уровня его здоровья, наличия/отсутствия страхов или повышенной тревожности, степени самостоятельности, владения навыками самообслуживания и т. д. Многое зависит и от родителей: насколько взрослые доверяют ребёнку, как проведут подготовительную работу, в каких условиях будет проходить обучение «самостоятельности». Категорически нельзя оставлять ребёнка дома без присмотра даже на самый короткий срок, если: Возраст малыша не достиг 3 лет. Ребёнок боится оставаться один или имеет другие навязчивые страхи – боязнь темноты, чудовищ, замкнутого пространства, смерти родителей. Малыш не владеет простейшими навыками самообслуживания – сходить в туалет, вымыть руки, налить себе воды и т. д. Ребёнок нуждается в уходе, не может обслужить себя из-за болезни или должен принимать лекарства. У малыша имеются черты характера, которые часто приводят к опасным действиям: исследователь, экспериментатор, бесстрашный и т. д. Полезные рекомендацииКак видите, решение данного вопроса сугубо индивидуально, но можно дать несколько рекомендаций, которые будут полезны всем: 1. Приучать ребёнка к самостоятельности можно с самого раннего детства, но оставаться дома один он сможет не раньше, чем освоит все необходимые навыки самообслуживания и правила поведения дома, обычно это становится возможным к 7–10 годам. Кроме простых навыков самообслуживания, ребёнок должен уметь: Пользоваться телефоном. Напишите крупно на листе бумаги и повесьте на видном месте номера скорой помощи, пожарной охраны, милиции, мобильные родителей, а также телефонный номер кого-нибудь из родственников, друзей или надежных соседей, живущих поблизости и готовых в случае необходимости прийти на помощь. Ребёнок должен четко знать, в каком случае и по какому телефону он должен позвонить, а также уметь правильно назвать свою фамилию и адрес. Отвечать на телефонные звонки. Объясните ребёнку, что, отвечая, он ни при каких обстоятельствах не должен сообщать звонящему свое имя, адрес и то, что он дома один. Самым лучшим ответом будет: «Мама сейчас занята. Перезвоните позже». Попросите своих знакомых сделать несколько контрольных звонков, чтобы отрепетировать этот ответ. Открывать дверь. Фраза: «Никому не открывай дверь», – воспринимается ребёнком как: «Нельзя открывать двери преступникам и бандитам». А вот почтальону или симпатичной тёте, или соседу по лестничной площадке, или милиционеру открывать можно. Объясните, что у вас и ваших близких родственников есть ключ, поэтому к двери лучше не подходить вообще. Используйте сказки, чтобы объяснить ребёнку, почему нельзя открывать дверь незнакомым людям и выходить из дома без родителей. Вам помогут «Три поросёнка», «Волк и семеро козлят», «Красная Шапочка» «Колобок». Следовать правилам. Сформулируйте несколько четких и коротких правил для ребёнка. Я предлагаю использовать фразы: «Дверь на замке. Спичек нет. Список телефонов на стене. Кушать на столе. Я буду звонить». 2. Приучайте ребёнка оставаться дома без присмотра постепенно. Сначала несколько раз оставьте его на 5–15 минут (пойдите выбросить мусор, в магазин и т. д.) Постепенно увеличивайте время до 30 минут, затем – до часа. Помните, что дошкольника нельзя оставлять без присмотра более чем на 20 минут! 3. Не разрешайте ребёнку младше 14 лет, который остался дома один, пользоваться газовой плитой, электромясорубкой, электрическим ножом и другой бытовой техникой. Даже в присутствии взрослого эти предметы несут в себе опасность. Оставьте для малыша на видном месте фрукты, печенье, сок, йогурт. Ребёнок постарше может воспользоваться микроволновкой, чтобы разогреть себе еду, но не более. 4. В ваше отсутствие ребёнок должен быть занят делом. Предложите ему краски, конструктор, пластилин и т. д. Уходя, выключите из розеток все электроприборы, перекройте газ. В крайнем случае, можно оставить магнитофон или телевизор, но это возможно только в ситуациях, если родители уходят не более чем на 20–30 минут. 5. Оставляя ребёнка перед экраном, подумайте о том, какие фильмы или мультфильмы будет смотреть ваше чадо. Невозможно прогнозировать все нюансы ощущений у малыша, который насмотрелся страшилок. У страха глаза велики, и ребёнок, который совершенно спокойно вас отпустил, может внезапно испугаться шороха, шума воды в трубе, шевельнувшейся занавески. Фантазия малыша мгновенно нарисует монстров, привидений, домовых и страшных дядь, которые проникли в квартиру. Последствия подобных фантазий и испытанного в результате стресса когда-нибудь обязательно дадут о себе знать. Читайте далее: Отдых без родителей |
![]() ![]()
![]() | ||||||
![]() ![]() | ||||||||
|