Понимание и внимание - секрет дружной семьи | ||||||||
Мама В приятном положенииЖенское здоровьеНа приёме у врачаПосле родовКоротко о главномСоветы психологаМатеринский опытЮридическая консультация В движенииСалон красотыПравославная семьяКультурный досугМамина кухняПутешествуем вместеНовый год
Дети Дети от 0 до 3Дети от 3 до 6Дети от 6 до 9Дети от 10 до 14Детское питаниеКонсультация врачаСоветуют специалистыБезопасность детейДетский садШколаВоспитание личностиДетское творчествоБабушки и дедушкиИгрушкиЧто читаемПросто дети |
Первые игрушкиСовместный проект журнала «МамаПапаДети» и Московского Центра психолого-педагогической экспертизы игр и игрушекЕлена Смирнова Эмоциональное общение оказывает решающее влияние на формирование познавательной активности младенца и на его отношение к предметному миру. Интерес к предметам Исследования показали, что предметные действия младенца возникают и развиваются под прямым влиянием общения со взрослым: добавление такого общения приводит к существенному возрастанию интереса к предметам и повышению познавательной и двигательной активности детей, направленной на предмет. Недостаток эмоционального общения, напротив, вызывает общую пассивность детей и отсутствие познавательных интересов. Когда описывают поведение младенца, часто употребляют выражения «ребёнок наблюдает, понимает, узнаёт» и пр. Однако такие слова можно употреблять лишь условно, поскольку они наделяют младенца теми психологическими возможностями, которыми он ещё не обладает. Мы как бы приписываем младенцу свой взгляд на мир. Но маленький ребёнок ещё не способен воспринимать отдельные предметы и их свойства, думать о них или представлять их. Его восприятие носит ещё нерасчленённый характер. Сенсорный мир младенца в первом полугодии состоит из сменяющихся впечатлений, которые оказываются более или менее привлекательными. Его взор привлекают блестящие, красочные, движущиеся предметы, слух – звуки музыки, речь человека. Особое предпочтение вызывают новые предметы: если рядом со знакомыми предметами поместить новый, младенец будет рассматривать именно его. Зрительные и слуховые впечатления доставляют малышу радость и удовольствие. Познавательная активность младенца в первом полугодии проявляется в интересе к различным стимулам, в сосредоточенном рассматривании предметов и в эмоциональной вовлечённости в процесс обследования. Однако это всего лишь реакция на сенсорные стимулы, но не восприятие отдельных предметов. В первом полугодии у младенцев ещё нет устойчивого образа предмета. Предмет, исчезнувший из поля зрения, как бы перестаёт для них существовать: они не ищут спрятанную под платком или чашкой игрушку и не узнают знакомых предметов, показанных в другом месте или в другом положении (он для них выступает как новый). Предмет для младенца – это ограниченный объём пространства, и все предметы, находящиеся в одном месте, являются для него как бы одним предметом. Поэтому младенец 2-3 месяцев ищет предмет в том же месте, где он обычно находился, даже если он видел его перемещение. Ребёнок как бы руководствуется следующими правилами: «Предмет остаётся тем же, пока он находится в одном и том же месте». Образ предмета и предметное восприятие начинают формироваться только к концу первого полугодия, с появлением акта целенаправленного хватания. Важнейшая задача познавательного развития младенца в первые месяцы жизни – научить его сосредотачиваться на воспринимаемых впечатлениях, вызвать зрительную и слуховую концентрацию. Ребёнку начиная с двух месяцев обязательно нужно давать «пищу» для зрения и слуха, обогащать его жизнь чувственными впечатлениями. Этому, безусловно, способствуют определённые игрушки – яркие, динамичные предметы, вызывающие зрительное сосредоточение, удивление, интерес. Игрушки для концентрации В первые месяцы, когда малыш ещё не умеет действовать руками, это могут быть прежде всего подвесные игрушки. Среди них особенно хороши следующие: Музыкальная карусель с 3-4 различными фигурками. Такую карусель закрепляют на кронштейне над коляской или кроваткой ребёнка так, чтобы он мог видеть все её части. Её вращение перед глазами малыша, сопровождаемое приятной мелодией, вызывает зрительное и слуховое сосредоточение, и в течение нескольких минут ребёнок с восторгом наблюдает. Колокольчики и бубенчики, которые раскачиваются над кроваткой и издают мелодичные звуки. Взрослый может поиграть колокольчиком, звеня им то справа, то слева. В такой игре малыш учится сосредотачиваться на звуке и поворачивать голову в сторону звука. «Турничок» с подвесными игрушками. Эти игрушки могут крутиться, раскачиваться, передвигаться, так что малышу будет на что посмотреть. Светящиеся или зеркальные игрушки обязательно привлекут внимание малыша и вызовут зрительное сосредоточение. Сначала малыш внимательно рассматривает эти предметы, прислушивается к их звучанию. В 4-5 месяцев он начинает специально тянуться к ним и вызывать их движение или звук. Он как бы открывает свою возможность воздействовать на доступные предметы и охотно ею пользуется. Для развития зрительной и слуховой концентрации можно использовать не только подвесные предметы, но и обычные погремушки. Погремушки – самые важные и традиционные игрушки для младенцев. Сначала погремушку демонстрирует ребёнку взрослый. Вы должны заинтересовать малыша видом и звуком игрушки и побудить его следить за её перемещениями. У младенца быстро устанавливается связь между звуком и появлением погремушки. Он радуется и улыбается, едва услышав знакомый звук, потому что для малыша эта игрушка связана с близким человеком, который её показывает. Но главное назначение погремушки заключается в том, чтобы «греметь» ей, т.е. держать её в своих руках и действовать самостоятельно. Однако такие действия возникают не сразу. Учимся действовать руками Уже с трёх месяцев жизни можно учить малыша самостоятельно схватывать и удерживать предметы. Первыми такими предметами опять же являются игрушки. Подготовка к самостоятельным действиям происходит по двум направлениям: с одной стороны – ребёнок начинает чувствовать свои действия и их результаты, а с другой – складывается сенсомоторная координация, т.е. согласованность восприятия и действия. Чувство своего движения складывается в первые месяцы жизни благодаря постоянному столкновению ручек и ножек младенца с окружающими предметами. Взрослые могут помочь малышу, усилив звуковой или зрительный эффект его движений. Например, маленький бубенчик или колокольчик можно пришить к специальной манжетке (из мягкой ткани или трикотажа), которую надевают на ручку или на ножку ребёнка. Это поможет малышу овладевать своими движениями и самому производить мелодичные звуки. Позднее малыш научится сам произвольно управлять колокольчиками и будет самостоятельно «звенеть», что принесёт ему огромное удовольствие. Очень большое впечатление производит на малыша воздушный шарик с лёгким газом, привязанный к его ручке или ножке. Младенец будет охотно двигаться и с восторгом наблюдать за передвижениями шарика. Можно также привязать мягкой ленточкой одну из фигурок музыкальной карусели к ручке ребёнка. Он сразу поймёт, что двигая рукой, он вызывает перемещение и звучание всей карусели и будет с удовольствием пользоваться этим открытием. Все эти простые занятия очень полезны в первом полугодии, поскольку учат малыша управлять своими движениями, владеть своим телом. Одновременно нужно развивать согласованность руки и глаза и готовить ручку малыша к целенаправленному схватыванию предметов. Сначала (уже в 2-3 месяца) можно вкладывать погремушку в ручку ребёнка – он будет махать ею, стучать, трясти. Для таких простых действий нужны легкие, удобные для захватывания и удержания погремушки. Научившись зажимать игрушку в кулачок, малыш будет рассматривать её, отодвигать, приближать и, конечно, тянуть в рот. Первые погремушки должны быть яркими и привлекательными. Однако нужно помнить, что привлекательность игрушки для младенца зависит прежде всего от присутствия и действий близкого взрослого – ребёнка больше всего привлекают те игрушки, которые показывает мама. Читайте далее: Первые игрушки |
| ||||||
|