Понимание и внимание - секрет дружной семьи | ||||||||
Мама В приятном положенииЖенское здоровьеНа приёме у врачаПосле родовКоротко о главномСоветы психологаМатеринский опытЮридическая консультация В движенииСалон красотыПравославная семьяКультурный досугМамина кухняПутешествуем вместеНовый год
Дети Дети от 0 до 3Дети от 3 до 6Дети от 6 до 9Дети от 10 до 14Детское питаниеКонсультация врачаСоветуют специалистыБезопасность детейДетский садШколаВоспитание личностиДетское творчествоБабушки и дедушкиИгрушкиЧто читаемПросто дети |
Играем всей семьёйЕлена Шеина Совместный проект журнала «МамаПапаДети» и Играть любят не только дети, но и многие взрослые, потому что игра – это занятие интересное и приятное, а также очень полезное. Во многих семьях существует культура совместных игр: детей с самого раннего возраста включают в занятия взрослых, в том числе и в игры. При таком подходе дети быстро становятся полноценными участниками игры. Понятно, что чем младше ребёнок, тем проще должны быть для него правила. Например, для самых маленьких достаточно правила перехода хода c ожиданием своей очереди. Чем ребёнок старше, тем сложнее и разнообразнее могут быть правила: представление о выигрыше-проигрыше, штрафах и бонусах, продумывание стратегии действий и др. Не все игры могут одинаково нравиться и взрослым, и детям. К тому же довольно трудно привить любовь и интерес ребёнку, если родителям не нравится играть. Однако современный рынок игр позволяет выбрать то, что может нравиться и вам, и вашим детям. Очень увлекательны многие игры, связанные с физическими умениями – силой, ловкостью, например такие традиционные игры, как кольцеброс, кегельбан. Хороши также и настольные варианты игр на ловкость: бирюльки, «кошки-мышки» (небольшой коробочкой-«кошкой» нужно поймать-накрыть «мышку»), различные варианты игры в «рыбалку». Такие игры можно приобрести в магазине, но их достаточно просто сделать и своими руками. Для совместного времяпрепровождения подойдут разнообразные игры, связанные с удачей, в которых выигрыш или проигрыш зависят не от умений игроков, а от случайности. Это простые бродилки, где ход участника определяется количеством выпавших на кубике очков. Современные бродилки могут быть построены с учётом физических закономерностей, например, качения шариков под уклон, что делает простую игру необычной и весьма увлекательной даже для взрослых. В настоящее время производители часто стремятся усложнять подобные игры, добавляя в них какие-нибудь задания, требующие от рёбенка навыков счета, чтения, знания каких-нибудь областей жизни или решения каких-нибудь задач. Предполагается, что такие игры лучше развивают ребёнка. Однако это не так. В подобных вариантах игр часто теряется напряжение и азарт – исчезает сам игровой момент, остаётся только обучающая задача. Такая игра не интересна ни детям, ни тем более взрослым. В этом смысле игра-бродилка, в которой ребёнку необходимо просто действовать по правилам, является именно развивающей деятельностью. Интерес и желание играть делают необходимым для ребёнка выполнение правил. Поэтому правило в игре осмысленно – иначе не получится играть, и ребёнок подчиняется законам игры по собственному желанию. Это способствует развитию умения регулировать свое поведение, что остаётся важным на протяжении всей жизни. Подросших детей заинтересуют игры, в которых необходимо применять какие-нибудь умственные умения – придумывать и отгадывать образы, решать логические задачи, выстраивать собственную стратегию с учётом возможных действий противника. Это могут быть шахматы, нарды и им подобные традиционные игры. Или игры, которые существуют в продаже, а также передаются из поколения в поколение школьниками с помощью ручки и бумаги, такие как крестики-нолики, точки и морской бой. И большое количество новых игр разного уровня интересности и сложности: от всевозможных стратегий (экономических – типа монополии, военных или абстрактных) до необычных игр, в которых нужно, например, придумать ассоциации к картинкам или правильно выстроить зеркала. Играть всей семьей можно и на улице, и дома. Многие игры существуют в дорожном варианте или сразу делаются с учётом того, чтобы брать их в дорогу. В дороге также можно играть в игры, которые не требуют никаких специальных материалов, например в речевые игры – игра в «слова» (вариант – в «города»), буриме, «контакт» и т. п. Важным моментом в совместных играх детей и взрослых является результат игры: выигрыш или проигрыш. Многие родители считают, что надо «поддаваться» ребёнку в игре, чтобы он не расстраивался, чтобы не бросал играть. Однако подобная тактика не приводит к желаемому результату – невозможно всю жизнь играть в «поддавки». Вероятность проигрыша также является неотъемлемой частью игры, без которой теряется ее смысл и нет соответствующих переживаний: азарта, волнения, радости выигрыша. Кроме того, умение переживать проигрыш необходимо не только в игре, но и в жизни: не всего можно добиться с первого раза. Однако дети часто действительно сильно расстраиваются из-за проигрыша, вплоть до полного отказа играть. Чтобы это не происходило, следует учитывать возраст игрока и собственное поведение в игре. Маленьким детям (2-4 лет) достаточно того, что они самостоятельно что-то делают: кидают кубик, «ходят» фигуркой или угадывают карточку. Им еще не понятен смысл выигрыша-проигрыша. Начиная с 5 лет выигрыш становится одним из мотивирующих игровую деятельность факторов. Важно, чтобы играющие с ребёнком взрослые сами спокойно принимали проигрыш и получали радость от игры вне зависимости от ее исхода. В случае проигрыша необходимо поддерживать уверенность ребёнка в том, что в следующий раз он сможет выиграть. Кроме того, важно не захваливать ребёнка, когда он выигрывает. В таких случаях его лучше всего просто поздравить и разделить с ним радость. Позиция взрослого в игре как равного партнера, умеющего принимать как проигрыш, так и победу, поможет ребёнку научиться справляться с ситуацией поражения в игре. Для проживания опыта поражения хорошо подойдут именно игры на удачу, в которых шансы соперников равны и мало зависят от действий игроков. В совместных играх требуется договариваться друг с другом, поэтому они способствуют тому, что ребёнок начинает ориентироваться на партнёров по игре. Именно в игре ребёнок начинает видеть и слышать другого человека, в том числе сверстника, поскольку игнорирование действий партнера, элементарная невнимательность к нему может развалить всю игру. Совместный «выход» в игровое пространство укрепляет взаимоотношения, позволяет лучше понимать и доверять друг другу, а знание разнообразных игр поможет и вам, и вашему ребёнку не скучать, а с пользой и удовольствием проводить время вместе. |
| ||||||
|