МамаПапаДети - Журнал для современных родителей 20 апреля - Национальный день донора, мы поздравляем и благодарим всех доноров!

Играем всей семьёй

Елена Шеина

Совместный проект журнала «МамаПапаДети» и
Московского Центра психолого-педагогической экспертизы игр и игрушек

Играть любят не только дети, но и многие взрослые, потому что игра – это занятие интересное и приятное, а также очень полезное. Во многих семьях существует культура совместных игр: детей с самого раннего возраста включают в занятия взрослых, в том числе и в игры. При таком подходе дети быстро становятся полноценными участниками игры.

Понятно, что чем младше ребёнок, тем проще должны быть для него правила. Например, для самых маленьких достаточно правила перехода хода c ожиданием своей очереди. Чем ребёнок старше, тем сложнее и разнообразнее могут быть правила: представление о выигрыше-проигрыше, штрафах и бонусах, продумывание стратегии действий и др.

Не все игры могут одинаково нравиться и взрослым, и детям. К тому же довольно трудно привить любовь и интерес ребёнку, если родителям не нравится играть. Однако современный рынок игр позволяет выбрать то, что может нравиться и вам, и вашим детям.

shutterstock_45875728_1.tif Очень увлекательны многие игры, связанные с физическими умениями – силой, ловкостью, например такие традиционные игры, как кольцеброс, кегельбан. Хороши также и настольные варианты игр на ловкость: бирюльки, «кошки-мышки» (небольшой коробочкой-«кошкой» нужно поймать-накрыть «мышку»), различные варианты игры в «рыбалку». Такие игры можно приобрести в магазине, но их достаточно просто сделать и своими руками.

Для совместного времяпрепровождения подойдут разнообразные игры, связанные с удачей, в которых выигрыш или проигрыш зависят не от умений игроков, а от случайности. Это простые бродилки, где ход участника определяется количеством выпавших на кубике очков. Современные бродилки могут быть построены с учётом физических закономерностей, например, качения шариков под уклон, что делает простую игру необычной и весьма увлекательной даже для взрослых.

В настоящее время производители часто стремятся усложнять подобные игры, добавляя в них какие-нибудь задания, требующие от рёбенка навыков счета, чтения, знания каких-нибудь областей жизни или решения каких-нибудь задач. Предполагается, что такие игры лучше развивают ребёнка. Однако это не так. В подобных вариантах игр часто теряется напряжение и азарт – исчезает сам игровой момент, остаётся только обучающая задача. Такая игра не интересна ни детям, ни тем более взрослым. В этом смысле игра-бродилка, в которой ребёнку необходимо просто действовать по правилам, является именно развивающей деятельностью. Интерес и желание играть делают необходимым для ребёнка выполнение правил. Поэтому правило в игре осмысленно – иначе не получится играть, и ребёнок подчиняется законам игры по собственному желанию. Это способствует развитию умения регулировать свое поведение, что остаётся важным на протяжении всей жизни.

Подросших детей заинтересуют игры, в которых необходимо применять какие-нибудь умственные умения – придумывать и отгадывать образы, решать логические задачи, выстраивать собственную стратегию с учётом возможных действий противника. Это могут быть шахматы, нарды и им подобные традиционные игры. Или игры, которые существуют в продаже, а также передаются из поколения в поколение школьниками с помощью ручки и бумаги, такие как крестики-нолики, точки и морской бой. И большое количество новых игр разного уровня интересности и сложности: от всевозможных стратегий (экономических – типа монополии, военных или абстрактных) до необычных игр, в которых нужно, например, придумать ассоциации к картинкам или правильно выстроить зеркала.

Играть всей семьей можно и на улице, и дома. Многие игры существуют в дорожном варианте или сразу делаются с учётом того, чтобы брать их в дорогу. В дороге также можно играть в игры, которые не требуют никаких специальных материалов, например в речевые игры – игра в «слова» (вариант – в «города»), буриме, «контакт» и т. п.

Важным моментом в совместных играх детей и взрослых является результат игры: выигрыш или проигрыш. Многие родители считают, что надо «поддаваться» ребёнку в игре, чтобы он не расстраивался, чтобы не бросал играть. Однако подобная тактика не приводит к желаемому результату – невозможно всю жизнь играть в «поддавки». Вероятность проигрыша также является неотъемлемой частью игры, без которой теряется ее смысл и нет соответствующих переживаний: азарта, волнения, радости выигрыша. Кроме того, умение переживать проигрыш необходимо не только в игре, но и в жизни: не всего можно добиться с первого раза. Однако дети часто действительно сильно расстраиваются из-за проигрыша, вплоть до полного отказа играть. Чтобы это не происходило, следует учитывать возраст игрока и собственное поведение в игре.

Маленьким детям (2-4 лет) достаточно того, что они самостоятельно что-то делают: кидают кубик, «ходят» фигуркой или угадывают карточку. Им еще не понятен смысл выигрыша-проигрыша.

Начиная с 5 лет выигрыш становится одним из мотивирующих игровую деятельность факторов. Важно, чтобы играющие с ребёнком взрослые сами спокойно принимали проигрыш и получали радость от игры вне зависимости от ее исхода. В случае проигрыша необходимо поддерживать уверенность ребёнка в том, что в следующий раз он сможет выиграть. Кроме того, важно не захваливать ребёнка, когда он выигрывает. В таких случаях его лучше всего просто поздравить и разделить с ним радость. Позиция взрослого в игре как равного партнера, умеющего принимать как проигрыш, так и победу, поможет ребёнку научиться справляться с ситуацией поражения в игре. Для проживания опыта поражения хорошо подойдут именно игры на удачу, в которых шансы соперников равны и мало зависят от действий игроков.

В совместных играх требуется договариваться друг с другом, поэтому они способствуют тому, что ребёнок начинает ориентироваться на партнёров по игре. Именно в игре ребёнок начинает видеть и слышать другого человека, в том числе сверстника, поскольку игнорирование действий партнера, элементарная невнимательность к нему может развалить всю игру. Совместный «выход» в игровое пространство укрепляет взаимоотношения, позволяет лучше понимать и доверять друг другу, а знание разнообразных игр поможет и вам, и вашему ребёнку не скучать, а с пользой и удовольствием проводить время вместе.



Материал опубликован: Журнал «МамаПапаДети» #5 (11) Май 2011 год





Новости

Фестиваль «Золотая Черепаха» – крупнейший культурный эколого-просветительский проект в мире
Москва, Экспоцентр,
14 октября – 5 ноября 2017 года

Большая наука за школьной партой – «День биотехнологий» прошел 19 октября 2017 года в московской школе №2098



Мозаика для детей


Мы на Facebook
Мы Вконтакте

Добавить в Twitter
  • Журнал МамаПапаДети Апрель 2013
  • Дети от 6 до 9
  • Детское питание
  • Игры и игрушки
  • Ребенок от 0 до 3 лет
  • Дети от 3 до 6 лет
Реклама:
© «МамаПапаДети», 2010-2017. Журнал для современных родителей
Мнение редакции не всегда совпадает с мнением авторов. Медицинские советы на сайте носят рекомендательный характер, для учета индивидуальных факторов в лечении и профилактике необходима консультация врача.
Рукописи и материалы, присланные в редакцию, не рецензируются и не возвращаются. Перепечатка и любое использование материалов журнала возможны только с письменного разрешения редакции.
  Контакты
Наши партнеры
Рекламодателям
Конкурсы
Колонка редактора
Карта сайта