Понимание и внимание - секрет дружной семьи | ||||||||
Мама В приятном положенииЖенское здоровьеНа приёме у врачаПосле родовКоротко о главномСоветы психологаМатеринский опытЮридическая консультация В движенииСалон красотыПравославная семьяКультурный досугМамина кухняПутешествуем вместеНовый год
Дети Дети от 0 до 3Дети от 3 до 6Дети от 6 до 9Дети от 10 до 14Детское питаниеКонсультация врачаСоветуют специалистыБезопасность детейДетский садШколаВоспитание личностиДетское творчествоБабушки и дедушкиИгрушкиЧто читаемПросто дети |
Игрушки для ползунковЕлена Смирнова Совместный проект журнала «МамаПапаДети» и Во втором полугодии своей жизни ребенок проходит большой путь от простого схватывания предмета до исследования окружающего мира. В этом малышу помогают соответствующие игрушки. Самой нужной и традиционной игрушкой остается погремушка. Погремушка – это не только забава или средство успокоения малыша, но и настоящая развивающая игрушка для младенца второго полугодия. Она учит управлять своими движениями и произвольно воспроизводить их, даёт возможность почувствовать себя и результат своих действий. Соответственно, чем ярче, звучнее и эффектнее погремушка, тем лучше. Подходящими могут быть простые погремушки на палочке, на кольце или в форме булавы (их удобно держать). Как ни странно, младенцу ещё безразлично, что именно изображает погремушка: какой она геометрической формы, какого цвета или какое животное на ней нарисовано. Главное, чтобы движения ребёнка давали зримый и слышимый результат. Конечно же, результат своих действий можно почувствовать не только с помощью погремушек. Игрушки-пищалки (например, резиновые пупсики или птички, если они легко сжимаются) также дают малышу хорошую возможность ощутить свою силу. К тому же, пищалки помогают отработать очень полезное действие – сжимание. Занимаясь с игрушками, ребёнок подстраивает свою руку к предмету. Предмет как бы «учит» руку приноравливаться к его свойствам, а глаз «учится» у руки. К 10-11 месяцам это «обучение» приводит к тому, что, посмотрев на предмет, малыш складывает свои пальцы в соответствии с его формой и величиной. Изменение положения пальцев в то время, когда рука ребёнка тянется к предмету, может служить хорошим показателем того, что малыш уже ориентируется в форме и величине. Игрушки знакомят младенца с разнообразными свойствами предметов – их формой, величиной, весом, плотностью, устойчивостью и пр. Манипулирование предметами приводит к открытию в них всё новых и новых свойств и возможностей: перемещение, падение, звучание, мягкость или твёрдость, сжимаемость, устойчивость и пр. Для чувственного познания таких свойств важно обогащать сенсорный опыт ребёнка, предлагая ему самые разные игрушки – твёрдые и мягкие, наполненные крупой или горохом, шуршащие или звенящие, круглые и плоские. Такими предметами могут быть не только игрушки, но и разного рода домашняя утварь: крышки от кастрюли, миски, скалки, ложки и пр. Малыш может засовывать разные предметы в кастрюлю, примерять крышки разного размера, стучать ложкой по столу. Таким образом малыш развивает своё восприятие и начинает понимать, что разные предметы устроены по-разному и требуют разных способов действия. Однако все эти свойства ребёнок «знает» лишь в тот момент, когда он действует, – как только прекращается действие, исчезает и «знание». Поэтому он готов вновь и вновь возвращаться к этим занятиям. В 8-9 месяцев дети уже понимают, что игрушки, исчезнувшие из поля их зрения, не перестали существовать, а просто находятся в другом месте: они уже настойчиво ищут спрятанные предметы. «Прятки с игрушками» становятся любимой забавой малышей. Если на глазах ребёнка накрыть платочком знакомую игрушку, он с восторгом снимет покрытие и обнаружит спрятанное. Платочки и тряпочки дают возможность для самых разнообразных действий младенца: накрывать себя, засовывать их в разные емкости, заворачивать в них разные игрушки. Переход к манипулированию двумя предметами открывает новые свойства – возможность разобрать на части, найти один предмет внутри другого, обнаружить перемещения одного предмета под воздействием другого и пр. Для этого нужны уже не простые погремушки, а сложные, составные игрушки, где необходимо действовать двумя руками. Например, вращать пальчиком шарик, передвигать детали игрушки по проволочкам, тянуть за верёвочку и пр. Игра с такими составными игрушками, имеющими несколько частей, открывает новые возможности для развития мышления. Обнаружение спрятанных в коробочке игрушек, обследование непонятных предметов побуждает малыша к новым экспериментам и вызывает радость познания, а вместе с тем и познавательную потребность. Пробуждению такой потребности способствуют многочисленные современные игрушки, требующие простых, но разнообразных действий (вкладывание, нажимание, вытягивание и пр.). Приведём примеры таких игрушек: • большой мягкий кубик с углублениями, в которые можно прятать, а потом доставать рыбку, мышку, шарик и пр. (все эти элементы игрушки прикреплены к ее основанию на верёвочках); • яблоко из двух половинок, открыв которое, можно обнаружить червячка, который то вытягивается, то сжимается; • многочисленные музыкальные игрушки с сюрпризом: нажмёшь кнопочку – и услышишь удивительную музыку; • всевозможные развивающие коврики, оснащённые разными кармашками, пуговками, шуршалками, пищалками и пр. Однако следует подчеркнуть, что познавательная активность ребёнка во многом определяется вашим участием. Малышу необходима не только организация разнообразного и безопасного пространства, но и ваша эмоциональная включенность: радуйтесь, удивляйтесь и открывайте мир вместе с ним. Читайте далее: Игрушки: вкладыши и пирамидки |
| ||||||
|