Понимание и внимание - секрет дружной семьи | ||||||||
Мама В приятном положенииЖенское здоровьеНа приёме у врачаПосле родовКоротко о главномСоветы психологаМатеринский опытЮридическая консультация В движенииСалон красотыПравославная семьяКультурный досугМамина кухняПутешествуем вместеНовый год
Дети Дети от 0 до 3Дети от 3 до 6Дети от 6 до 9Дети от 10 до 14Детское питаниеКонсультация врачаСоветуют специалистыБезопасность детейДетский садШколаВоспитание личностиДетское творчествоБабушки и дедушкиИгрушкиЧто читаемПросто дети |
Игрушки-каталкиСовместный проект журнала «МамаПапаДети» и Московского Центра психолого-педагогической экспертизы игр и игрушек Инна Ульянова Вашему малышу исполнился год. Он уже более или менее хорошо ходит, может сам взять, что ему нужно, до всего дотянуться. Прямохождение не только меняет положение малыша в пространстве, но и открывает новые возможности для разнообразных действий. Однако малыш в этом возрасте ходит еще не очень уверенно, ему легче бежать, чем ходить. Это происходит оттого, что у него плохо развиты координация движений и чувство равновесия. Для развития этих способностей можно использовать специальные игрушки-каталки. Каталки представляют собой какое-то игрушечное животное или предмет, который начинает «оживать» во время движения. Это может быть бабочка, которая машет крыльями, или заяц, играющий на барабане. Механизм приводится в движение, когда малыш начинает везти игрушку. Каталки бывают двух видов: на палочке и на веревочке. Каталку на палочке надо толкать впереди себя. Во время движения малыш смотрит на нее, и ему интереснее идти. Каталки на веревочке более сложные и подходят для детей после полутора лет. Малыш должен взять ее за веревочку, повернуться к ней спиной и потянуть за собой. Здесь ребенок усваивает новое действие: берет за гибкую веревочку, что гораздо сложнее, и тянет предмет за собой. Игрушки-каталки отвлекают малыша от процесса ходьбы, сосредотачивают на передвижениях предмета и побуждают его ходить, а в дальнейшем помогают сделать ходьбу автоматической. Каталка стимулирует ребенка к ходьбе. Малыш смотрит на ожившую игрушку и бежит за ней, как будто хочет ее догнать: таким образом, он забывает о процессе ходьбы и сосредотачивается на движениях игрушки. Это очень важно, поскольку освоение навыка происходит легче и эффективнее, когда цель лежит в другой области. Например, учить язык легче, когда это делается с целью общения. В старшем возрасте (после двух лет) каталками могут стать любые игрушки, передвигающиеся на колесах: машинки, паровозики, игрушечные животные и т.д. Интересны каталки, которые имеют возможности для более широкого использования. Например, каталка-паровозик, в которой есть место, чтобы посадить кукол или животных. Ее можно использовать не только как обычную каталку, чтобы интереснее было ходить, но и в сюжетной игре для перевозки пассажиров. Или каталка со съемными деталями-катушками, которые можно использовать отдельно от каталки для экспериментирования или конструирования. Однако не стоит покупать каталки, перегруженные разными функциями: каталки-коробки форм, каталки-телефоны и т.д. Такие полифункциональные игрушки сбивают с толку малышей, и они не могут сосредоточиться на их главной функции. Кроме двигательной функции, у каталок есть еще одна, не менее важная – пробуждение у ребенка познавательного интереса, желание разобраться в устройстве предмета. Это желание рождает познавательную мотивацию, которая и ведет за собой познавательное развитие. Наличие момента неожиданности, непредсказуемости, сюрприза – важная характеристика этого вида игрушек. «Оживание» игрушки во время движения – настоящий сюрприз для малыша. Вначале он просто учится ходить вместе с каталкой и не задумывается о ее устройстве. Когда процесс ходьбы становится автоматическим, ребенок начинает исследовать привычную игрушку: как она сделана, почему и когда двигается. Через некоторое время он устанавливает связь между своими действиями и движениями игрушки. Это для малыша целое открытие, сюрприз, который побуждает к дальнейшему исследованию механизма каталки. Чтобы каталка радовала вашего малыша, она должна быть устойчивой, эффектной и во время движения не переворачиваться. Звуки, которые издает игрушка, не должны быть резкими и громкими, дабы не испугать ребенка. Хорошо, когда каталка имеет звуковое сопровождение, например, звенящий при движении шарик. Движение в этом случае имеет не только зрительное выражение, но и звуковое, что делает восприятие более объемным и целостным: действия ребенка, движения игрушки и ее звучание связываются в единую ситуацию. Если каталка сделана в виде какого-либо животного, то движения игрушки должны соответствовать движениям настоящего животного, а не противоречить им. И, конечно же, механизм, который действует во время движения, должен быть исправным (голова мишки крутится, лапы зайца стучат по барабану, крылышки бабочки поднимаются и опускаются и т.д.). Для каталок на веревочке важно, чтобы ребенку было удобно держать веревочку в руках, иначе она может выскользнуть. Для этого необходимо, чтобы веревочка на конце была оснащена небольшим шариком или ручкой: моторика у малышей развита плохо, и им трудно удерживать в руках мелкие предметы. Читайте далее: Игрушки для улицы: что взять с собой на прогулку |
| ||||||
|