![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
||||
![]() |
Понимание и внимание - секрет дружной семьи | |||||||
![]() ![]() | ||||||||
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
Первые игрушкиЕлена Смирнова Совместный проект журнала «МамаПапаДети» и Московского Центра психолого-педагогической экспертизы игр и игрушек Воспитание младенца первого полугодия заключается прежде всего в интенсивном эмоциональном общении с ним. Это особое общение, которым владеют далеко не все взрослые. Порой нам бывает трудно говорить «ни о чём», не сообщая никакой информации. О чём, собственно, можно разговаривать с 2-3-месячным ребёнком? Но младенцу необходим именно разговор с близким взрослым. В этом разговоре главное – не значение слов, а ласковая интонация, выражающая исключительно отношение и внимание к малышу. Смысл произносимых слов однообразен, бесконечно повторяется одно и то же: «Ты мой маленький, хорошенький, солнышко моё, сладенький ты мой …» и так далее. «Кто у нас хороший?»Возьмите малыша на руки, одну руку подложите под шейку, другую – под ягодицы. Ребёнок будет в позе, которая называется «на весу». Читая стишок, целуйте его ножки, ручки, животик, приговаривая: «Кто у нас хороший? Кто у нас пригожий? Анечка хорошая, Анечка пригожая». Естественно, при этом называется имя ребёнка. «Носик к носику»Малыш располагается у вас на руках в позе «на весу». Приближайте своё лицо к нему, говоря: «Носик к носику прижмём, улыбнёмся и споём, да-да-да». На третьем «да» прикоснитесь своим носом к носику ребёнка. Если последнее «да» вы скажете чуть громче, игра будет забавнее. Повторите такую игру несколько раз, изменяя интонацию своего голоса, делая его то высоким, то низким, то громким, то совсем тихим. «Проснулись-потянулись»
Возьмите малыша в позе «на весу». Покачивая
его, приближаясь к его лицу и удаляясь от него,
улыбаясь и легко дуя в шейку, прочитайте стишок:
Удовольствие, получаемое ребёнком в таких играх, позволяет ему поддерживать состояние эмоционального благополучия. Малыш начинает следить за взглядом и указательными жестами взрослого и сам начинает указывать нужное направление взглядом и жестом. В этом возрасте эмоциональное общение и подобные игры имеют большое развивающее значение. Но это не значит, что младенцу вовсе не нужны игрушки. Очевидно, что никакая игрушка не способна заменить младенцу близкого взрослого. Вместе с тем, уже с 2 месяцев для ребенка возможно и весьма полезно взаимодействие с «заместителем » человека. Лицо не всегда и не обязательно должно быть настоящим, живым. Игрушки, воспроизводящие лицо, вызывают внимание и удовольствие малыша. Прежде всего, это лицо куклы. По возможности оно должно быть выразительным и привлекательным. Для младенцев первого полугодия нужны достаточно крупные куклы (не менее 40-50 см), с отчётливыми чертами лица. Это могут быть: Большая неваляшка. Это очень важная игрушка для младенца. У неё огромные выразительные глаза и весёлая мордашка, которую малыши любят рассматривать. Кроме того, её можно поставить в кроватку младенца, и его случайные движения будут приводить её в движение и вызывать приятный перезвон. Кукла-голыш. Всем своим обликом эта кукла напоминает младенца. Рассматривая такую игрушку, малыш как бы узнаёт себя и радуется этой встрече. Тряпичные или пластиковые куклы. Они гибкие, мягкие, им можно придавать разные позы, сажать поближе или подальше от глаз малыша, они могут танцевать, кувыркаться или прыгать в руках взрослого. Всё это радует и занимает младенца. Фарфоровая кукла в одежде. Такие куклы очень красивы, их лица в точности воспроизводят настоящее лицо, и они очень похожи на маленького человечка. Увидев такую прекрасную куклу, младенцы особенно ярко и бурно выражают свою радость, которая может продолжаться достаточно долго. Замечено, что такие куклы не надоедают малышу – они могут в течение 2-3 месяцев радостно встречаться со знакомой куклой. Колобок – шарик с изображением лица. Это также очень хорошая игрушка для младенца. Её можно подвешивать над кроваткой, чтобы малыш наблюдал, как он качается, или показывать на стержне, чтобы ребёнок наблюдал за его движениями. Игрушки, изображающие внешний облик животного или птицы (собачка, кошка, петушок и пр.). Важно, чтобы у «зверя» было выразительное лицо с крупными глазами. Особенно интересно будет малышу, если это будет игрушка со звуковым эффектом: неожиданное появление звука (конечно, по возможности приятного и не слишком громкого) привлечёт его внимание, удивит и обрадует. Конечно, младенцы ещё не играют с этими куклами в прямом смысле слова и даже не берут их в руки, но они с удовольствием рассматривают их, и такое созерцание лица куклы приносит им явное удовольствие – они сосредотачиваются, улыбаются, оживляются, возбуждённо гукают и гулят. Всё это значит, что они воспринимают и узнают изображение лица, радуются этой встрече, что, безусловно, способствует их социально-эмоциональному развитию. Очень важно, чтобы сначала куклу, как, впрочем, и любую другую игрушку, показывал взрослый. Присутствие и участие взрослого придаёт кукле привлекательность, оживляет и одушевляет её. Кукла как бы «впитывает» образ и отношение любимого взрослого. Впоследствии, когда кукла уже станет значимой и настоящей, малыш будет с удовольствием рассматривать её самостоятельно, хотя ему всегда важно делиться впечатлением с мамой или папой. Когда ребёнок испытывает бурную радость, или, наоборот, когда его что-то огорчает, ему необходимо присутствие и соучастие близкого взрослого. Отказывать маленькому (впрочем, как и большому) ребёнку в этой естественной потребности нельзя. Продолжение читайте в следующем номере Читайте далее: Игрушки для ползунков |
![]() ![]()
![]() | ||||||
![]() ![]() | ||||||||
|