Понимание и внимание - секрет дружной семьи | ||||||||
Мама В приятном положенииЖенское здоровьеНа приёме у врачаПосле родовКоротко о главномСоветы психологаМатеринский опытЮридическая консультация В движенииСалон красотыПравославная семьяКультурный досугМамина кухняПутешествуем вместеНовый год
Дети Дети от 0 до 3Дети от 3 до 6Дети от 6 до 9Дети от 10 до 14Детское питаниеКонсультация врачаСоветуют специалистыБезопасность детейДетский садШколаВоспитание личностиДетское творчествоБабушки и дедушкиИгрушкиЧто читаемПросто дети |
Учеба в каникулы: за и противВ августе даже самые беспечные школьники вспоминают, что не за горами 1 сентября. Но вряд ли кто-то из них по собственной воле решает засесть за учебники и повторить перед началом учебного года пройденное. Однако некоторые взрослые настаивают на том, что без учебы в каникулы ждать в будущем хороших результатов вряд ли стоит. Так ли это? Что думают учителя?По словам Натальи Моисеевой, учителя высшей квалификационной категории, «дополнительные занятия во время каникул подчас приводят к прямо противоположному результату. Дети к концу учебного года устают ничуть не меньше взрослых, работающих целый день. Поэтому как взрослому нужен отпуск, когда его никто не загру- жает работой, так и ребёнку нужны каникулы без учёбы. Конечно, если ребёнок желает сам рас- ширить свои знания в какой-то области, это надо поощрять. Сегодня есть достаточное количество загородных лагерей (языковых, математических), отдыхая в которых, увлеченные каким-либо пред- метом дети занимаются дополнительно. А если такого желания нет, то насиловать ребёнка пусть даже 15-минутными занятиями не стоит. Всему своё время. Если ребёнок не отдохнет, есть веро- ятность, что к 1 сентября он придёт ещё более усталым, чем был в конце мая. Единственное, чему действительно надо уделять внимание в каникулы – это чтение. Даже если ребёнок не читает книги «по списку», не беда. Главное, что читает! Хотя учащимся 5–11 классов желательно одолеть за лето самые объемные произведения – потом на это просто не будет времени». Хотя встречаются и другие учителя (чаще в начальной школе), которые буквально по каж- дому предмету дают детям задания на лето. Свою позицию такие педагоги объясняют про- сто: разленившийся за лето школьник забудет не только правила, но и буквы и цифры; а дет- ский организм, привыкший к отсутствию посто- янной умственной нагрузки, будет активно сопротивляться напряженным занятиям. Даже если вы разделяете подобную точку зрения, откажитесь от идеи заставлять ребёнка решать примеры и учить таблицу умножения. Лучше, не акцентируя внимание на учебе, повто- рять пройденное в каких-то житейских ситуаци- ях: посчитать траты на посещение кинотеатра, попросить ребёнка написать письмо бабушке, поупражняться в произношении иностранных слов вместе с героями телепередачи и т. п. Педиатры против!Если у учителей мнения по обсуждаемому вопросу расходятся, то педиатры единодушны. «Для нормальной умственной деятельности организму необходим кислород. А когда ещё, как не летом, во время активных игр на свежем воздухе, можно получить его в максимальном количестве? – замечает педиатр Татьяна Волко- ва. – Каникулы даются для того, чтобы набрать- ся сил для новых достижений в учебе. Исполь- зуйте их по назначению. Ребёнок имеет право «ничего не делать», а именно – гулять, спать, целыми днями кататься по дачному поселку на велосипеде и строить шалаши. Подобное «безделье» – лучшая профилактика переутом- ления, которое делает из детей невротиков и обостряет хронические заболевания. Именно нехватка свободного времени, неправильно организованный отдых, а отнюдь не сложность школьной программы ведут к тому, что среди заканчивающих школу практически нет здоро- вых детей». И ещё одно наблюдение, теперь уже школь- ного педиатра Татьяны Михайловой: «Дети, кото- рые ведут активный образ жизни, занимаются спортом, гуляют, часто усваивают новый матери- ал лучше тех, кто целые дни проводит за книга- ми. У них просто голова более «свежая», чем у тех, кого родители изматывают учебой». Мнение психологовЕще более категоричны в этом вопросе психоло- ги, по мнению которых, учёба в каникулы – это есть не что иное, как обман со стороны учителей и родителей. В понимании ребёнка, отдых – это полное отсутствие в течение трех месяцев и учебников, и тетрадок. И вдруг добрые мама с папой решают позаниматься с ним. Немножко. И только сегодня. Недолго. А потом ещё завтра, и в среду, и в пятницу, ведь «всё равно идет дождь…». Причём просто так, без оценок, про- сто, чтобы что-то не забыть. Но задумывают- ся ли они, что для ученика начальных классов учёба – это то же самое, что для нас с вами работа, за которую вообще-то полагается зар- плата (для ребёнка это оценки). Вряд ли кто-то из мам или пап согласится работать во время отпуска, к тому же бесплатно. Тогда почему надо заставлять учиться детей? По словам практикующего детского психо- лога Натальи Посадской, «как правило, за уроки в каникулы детей усаживают те взрослые, кото- рые сами учились достаточно тяжело или, нао- борот, были усидчивыми «ботаниками», которые, увы, так ничего и не добились в жизни. И те, и другие, мечтают вырастить из детей гениев и не дают ребёнку самому решать, когда ему отдыхать, а когда учиться. И даже если ребёнок учится на «4» и «5», заработанным таким обра- зом оценкам грош цена. Потому что, вырастая и освобождаясь от родительского контроля, такие дети не хотят учиться САМИ, да и не умеют этого делать. Ведь планированием их учебного и свободного времени всегда занималась мама. А вчерашние середнячки, хорошисты, просто талантливые дети, которые бегали со всеми во дворе и между делом получали свои пятерки, по-прежнему учатся в свое удовольствие и доби- ваются каких-то высот. «Как же так получи- лось?» – негодует мама. Ответ прост: те, у кого находилось время и на учебу, и на отдых, с дет- ства научились планировать свою жизнь». Отдыхать или учиться в каникулы – решать вам и вашим детям, но всё-таки лето – время отдыха. А право на отдых надо уважать! |
| ||||||
|