Понимание и внимание - секрет дружной семьи | ||||||||
Мама В приятном положенииЖенское здоровьеНа приёме у врачаПосле родовКоротко о главномСоветы психологаМатеринский опытЮридическая консультация В движенииСалон красотыПравославная семьяКультурный досугМамина кухняПутешествуем вместеНовый год
Дети Дети от 0 до 3Дети от 3 до 6Дети от 6 до 9Дети от 10 до 14Детское питаниеКонсультация врачаСоветуют специалистыБезопасность детейДетский садШколаВоспитание личностиДетское творчествоБабушки и дедушкиИгрушкиЧто читаемПросто дети |
Учитесь запрещатьНаталья Барложецкая В мире, полном соблазнов, где на каждом шагу подстерегают опасные открытия, чрезвычайно важно научить ребенка понимать, зачем нужны различные запре- ты и ограничения, – ведь именно они ста- новятся чаще всего причиной капризов и непослушания в раннем возрасте. Слова «нет» и «нельзя» помогают взрослым заботиться о безопасности ребенка, при этом вынуждая его отказываться от того, что ему хочется делать. Эти действия родителей невольно порождают у малыша негативные эмоции, которые и выливаются в капризы и истерики. Обойтись без запретов невозможно, но их количество можно свести к минимуму. Иногда ограничений бывает так много, что малыш просто не может запомнить и понять, что же все-таки можно делать и когда, а чего нельзя и почему. Оптимальной ситуация будет тогда, когда имеется как можно больше разрешений и как можно меньше запретов. ♦ Чем меньше существует запретов, тем быстрее ребёнок их выучит и станет следовать им. Чем реже вы произносите слова «нельзя» и «нет», тем действеннее они будут. Чтобы уменьшить количество возможных запретов, необходимо правильно организовать окружающее пространство, в котором живет малыш. Убрать из зоны досягаемости все, что может быть опасно для ребенка, и всё, с помощью чего можно добраться до опасных предметов. Чаще бывать на свежем воздухе и предоставлять ребенку возможность познавать окружающий мир. ♦ Удовлетворять познавательные потребности ребенка дома только под наблюдением родителей. Иногда бывает достаточно предостережения вместо запрета. Например, малыш хочет потрогать утюг. Объясните ему, что утюг горячий, и если до него дотронуться – может быть больно. Затем проведите утюгом по бумаге и попросите ребёнка потрогать ее. Убедившись, что мама права, малыш в следующий раз будет больше доверять её запретам и предостережениям. Никогда не давайте повода делать то, что потом будет под запретом. ♦ Используйте «можно» вместо «нельзя». Например, если малыш хочет потрогать острый нож, скажите: «Можно потрогать, но потом может быть больно», вместо «Нельзя, порежешься! » При этом ребенку надо обязательно дать потрогать острие ножа и показать, как легко он режет, чтобы он почувствовал и понял опасность этого действия. ♦ Ограничивая ребенка в чем либо, старайтесь сами не делать этого у него на глазах. Это касается не всех ограничений, но многих. Допустим, вы запретили малышу есть сладкое перед обедом – значит, и вам не следует лакомиться шоколадками. Понимать слово «нельзя» малыш начинает примерно в возрасте одного года, именно в этот период следует вводить правила и ограничения. Но делать это нужно аккуратно и постепенно, чтобы волна запретов с вашей стороны не вызвала обратную реакцию стремления к вседозволенности со стороны ребенка. Часто период введения запретов совпадает с кризисом 1 года, когда реакция крохи на слова «нет» и «нельзя» – яркий протест. Чадо может бросаться на пол, биться в истерике, использовать слезы, крик и драку, лишь бы добиться желаемого. Если родители будут последовательны в своих действиях и смогут мягко, но неукоснительно настаивать на своем, не поддаваясь на различные уловки, в конце концов бунтарь начнет следовать указаниям взрослых. Очень важно этот момент не упустить и обязательно похвалить ребенка за его действия. Введение запретов требует единодушия со стороны всех взрослых членов семьи: ♦ Определите, что запрещается делать при любых обстоятельствах: трогать краны газовой плиты, совать различные предметы в розетку, забираться на подоконник и т.д. Твёрдо настаивайте на выполнении этих правил. ♦ Все взрослые члены семьи должны проявить единодушие: что запрещает один, не должен разрешать другой. Иначе, используя разногласие между близкими, ребёнок учится хитрить и лицемерить. ♦ По возможности, исключайте ситуации, в которых приходится говорить «нельзя». Если ребёнку запрещается есть конфеты – не надо держать их на столе в вазочке, нельзя залезать в шкаф – закройте шкаф на ключ и спрячьте ключик в недоступное место и т.д. ♦ Если запреты существуют – надо их твердо выдерживать, иначе у ребенка появляются лишние поводы для капризов и непослушания. ♦ Запреты должны быть обоснованными, взрослым необходимо объяснить ребенку, почему именно ему чего-то нельзя. Если смысл запрета непонятен, реакцией на него может быть бурный протест. Заставляя малыша делать то, что ему не нравится, следует помнить, что в своей жизни ребенок руководствуется не логикой, а чувствами и желаниями. Справиться с ними, воздержаться от того, что ему хочется делать, и напротив, выполнить то, что не хочется, но требует мама – это уже почти подвиг! В арсенале родителей, кроме запретов и ограничений, есть и другие средства достижения хорошего поведения: убеждение, положительный пример и одобрение. Но иногда всё же приходится устанавливать ограничения и требовать их выполнения. Объясняйте малышу, для чего нужно выполнять данный запрет. Например: «Нельзя есть много сладкого, чтобы зубки не болели и были красивыми». Избегайте запугивания и шантажа: «Не ешь грязные яблоки – микробы попадут тебе в живот, ты заболеешь, и нам придется ехать в больницу, где тебе будут делать уколы и т.д.» ♦ Требования по отношению к ребенку должны быть постоянными и не меняться в зависимо сти от настроения родных и их занятости. Если разрешили то, что запрещали вчера, рассчитывать на достижение хорошего результата не приходится. Так, опаздывая в детский сад, родители могут пренебречь чисткой зубов, что даёт ребенку возможность не делать это на следующий день. ♦ Поощряйте и хвалите ребенка за выполнение ваших ограничений и запретов. Даже если малышу не очень хочется что-то делать или от чего-то трудно отказаться, похвала (выданная авансом) поможет ему пересилить себя. ♦ Не требуйте от ребенка немедленного выполнения ваших запретов, в раннем возрасте особенно необходимо время на осмысление поступка. В период от 2 до 4 лет в характере большинства малышей начинают проявляться упрямство и своенравие. В это время главными проявлениями становятся индивидуальные желания и слова «нет», «не хочу», «не буду», «я сам». Связано это с осознанием ребенка собственной индивидуальности и появлением желания действовать независимо от родителей и их запретов. Конечно, подобное поведение расстраивает взрослых, но следует помнить, что детский эгоизм и упрямство, которые неизбежно сопровождают развитие психики ребенка, часто являются результатом чрезмерного количества запретов и ограничений. Если ваш малыш очень болезненно реагирует на запреты, следует задуматься, не перегнули ли вы палку со своими ограничениями? Может, пора пересмотреть список требований? Детский протест и бунт против чрезмерных ограничений и запретов родителей являются основой формирования во взрослом возрасте таких качеств, как целеустремленность и самостоятельность. Все хорошо в меру. Протестуя против установленных рамок, ребенок проявляет свою силу, способность оказать противодействие окружающим, а эта способность становится чрезвычайно важной в будущем. Постарайтесь противопоставить протесту и упрямству спокойную, разумную и доведенную до конца настойчивость. Не применяйте силу! Таким образом вы даете негативный пример поведения: кто сильнее – тот и прав, а это неверно. Читайте далее: Самооценка: как помочь ребенку поверить в себя |
| ||||||
|