Понимание и внимание - секрет дружной семьи | ||||||||
Мама В приятном положенииЖенское здоровьеНа приёме у врачаПосле родовКоротко о главномСоветы психологаМатеринский опытЮридическая консультация В движенииСалон красотыПравославная семьяКультурный досугМамина кухняПутешествуем вместеНовый год
Дети Дети от 0 до 3Дети от 3 до 6Дети от 6 до 9Дети от 10 до 14Детское питаниеКонсультация врачаСоветуют специалистыБезопасность детейДетский садШколаВоспитание личностиДетское творчествоБабушки и дедушкиИгрушкиЧто читаемПросто дети |
Благовещение Пресвятой БогородицыБарская Н.А. Благовещение — принесение архангелом Гавриилом «благой вести» Деве Марии о рождении, о воплощении от нее Спасителя — этого важнейшего, согласно христианскому вероучению, события на пути спасения рода людского. В честь этого события с древнейших времен весной, 25 марта (7 апреля — по новому стилю), справлялся праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, входящий в чисто двунадесятых. Широко и разнообразно (в стенных росписях, в иконописи) изображалось поэтому Благовещение в древнерусском искусстве. О событии Благовещения рассказывает только один из авторов Евангелия — евангелист Лука. Это повествование, дополненное деталями из апокрифа, и легло в основу живописных изображений. Евангелист Лука повествует, что был послан архангел Гавриил к Деве, обрученной мужу, именем Иосиф из дома Давидова; «имя же Деве: Мария». Явившись к Марии архангел сказал ей: «Благословенна Ты между женами», «Ты обрела благодать у Бога; и вот зачнешь во чреве и родишь Сына», которому дашь имя Иисус. Сын этот, как продолжал ангел, «будет велик и наречется Сыном Всевышнего», и «Царству Его не будет конца». В ответ на слова ангела Мария спросила: «Как будет это, когда я мужа не знаю?» И ангел ответил ей: «Дух Святой найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое святое наречется Сыном Божиим». И тогда Мария сказала: «Се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему». «И отошел от нее ангел», — заканчивает свой рассказ евангелист. Дополняя Евангелие, «Протоевангелие» сообщает, что Мария, жившая в доме Иосифа, была избрана первосвященником в числе семи дев для изготовления храмовой завесы: ей поручено было прясть настоящий багрянец и пурпур. Именно за этой священной работой, согласно апокрифу, застает ее посланный к ней архангел. Сначала лишь его голос, приветствующий ее, слышит Мария, вышедшая из дома с кувшином почерпнуть воды из колодца. А когда, испуганная и потрясенная, она возвращается в дом и, взяв пурпур, вновь начинает прясть его, перед ней предстает небесный посланец и произносит те слова благой вести, о которых рассказано в Евангелии. Икона «Устюжское Благовещение»До наших дней дошли образы благовещения начиная с самого раннего, домонгольского периода древнерусского искусства. И в их числе не только фресковые изображения, сохранившиеся в храмах той эпохи. На сюжет Благовещения написана одна из немногих сохранившихся домонгольских икон «Благовещение Устюжское» , принадлежащая сейчас ГТГ, датируемая XII веком. Свое имя эта икона, созданная, видимо, новгородским художником, получила в связи с легендой, что ее вывез в Москву из Устюга в XVI веке Иван Грозный. И с этой древнейшей и знаменитейшей русской иконы естественнее всего начать рассказ об образах Благовещения в искусстве Древней Руси.
. В основе «Благовещения Устюжского» лежит очень простой и очень древний извод, восходящий даже не к византийскому, а раннехристианскому искусству. Крупно, в полный рост, почти во всю высоту иконы изображены здесь оба участника события — принесший весть архангел гавриил и принявшая ее Богородица. Никаких предметов и деталей, обозначающих место действия, ничего отвлекающего от них внимания здесь нет. Спокойно, недвижимо стоит архангел Гавриил, опущены его золотые крылья. Но он чуть повернулся к Богородице, и его правая рука поднята в жесте обращенного к ней благословения — как безусловный и ясный знак принесенной им вести, переданной благодати. Прямо перед собой смотрит стоящая на невысоком порожии Богородица, но голова ее наклонена в сторону архангела Гавриила в знак того, что внимает она принесенной им вести, обретает принесенную им благодать. И как зримый итог этого обретения — изображен на ее груди, поверх складок мафория, обнаженный младенец, на которого указует она правой рукой. И через эту указующую кисть перекинута алая нить пряжи; кудель Мария держит в левой руке — как таинственное «прядение» из материнской крови плоти младенца истолковывалось то прядение ею пурпура, о котором говорит предание. Вверху, над архангелом Гавриилом и Марией, в синем «небесном сегменте» изображен сидящий на алых херувимах Вседержитель с ликом Иисуса Христа, но с седыми волосами — «Ветхий Деньми», и синий луч, нисходящий на Богородицу Дух Божий, идет от него и касается ее плеча. Но эти жесты и знаки делает предельно выразительными сам почти непередавемый словом облик архангела Гавриила и Марии. Поистине исполненными благодати предстают на иконе и златовласый, могучий, большеглазый архангел Гавриил в сияющих медвяно-голубых одеждах, принесший весть, и величаво кроткая Богородица, благодать принявшая. Необычайно кратко и емко передает «Благовещение Устюжское» самую суть евангельского рассказа о принесении благой вести. Древняя икона завораживает раскрывающимся в своей потаенной глубине светлым чудом. «Благовещение» на царских вратах церкви села КострицыБлаговещение — событие, которое древние песнопения называют «спасения нашего главизной», обязательно изображалось на царских вратах — главном входе в алтарь, в святая святых церкви. Среди множества сохранившихся до наших дней изображений одно из замечательнейших — «Благовещение» на царских вратах церкви села Кострицы, принадлежащих сейчас музею имени Андрея Рублева. Это «Благовещение», созданное блестящим новгородским мастером в самые первые годы XVI столетия, — прекрасный образец того, как изображало это событие русское искусство на исходе классической поры своего развития. В основе образа на кострицких вратах лежит древний, унаследованный еще от Византии, и очень любимый русскими мастерами извод, где, следуя тексту «Протоевангелия», Благовещение происходит в самом доме Иосифа. Так, как принято было в русской иконописи, представлен здесь этот дом: на фоне мягкой золотистой охры подымаются стройные, легкие, пронизанные светом светло-зеленые и нежно-желтые башни и стены, перевитые алым велумом. И перед ними (а значит, внутри них) развертывается действие.
Стремительно идет к Богородице несущий ей благую весть архангел Гавриил. В мощном движении вскинуты назад его крылья, взвиты концы одежд. Обозначая широкий шаг, ослепительно сверкает на алом плаще белильный пробел. И словно воплощая итог и суть этого движения, простерта к Богородице окутанная светоносными одеждами благословляющая рука. Богородица представлена сидящей на седалище спиной к архангелу Гавриилу, но именно это дает возможность мастеру особенно полно передать ее ответ на принесенную весть. Резко она повернула назад голову, внимая чудесной вести, и это движение читается в гибком контуре ее покрытой темно-вишневым мафорием фигуры, вторят ему и трепетные складки ее нежно-зеленого палиума. В изумлении от услышанного подняла она правую руку, но одновременно ладонь этой руки широко распахнута и тем самым обращена к архангелу в жесте, который издревле понимался как жест «принятия благодати». И делая это приятие особенно выразительным, словно продолжая движение архангела, пересекает раскрытую ладонь алая нить пряжи и, прочертив темный мафорий Богоматери, круглым алым клубком спокойно ложится ей на колено. Исполненным энергии предстает на кострицких вратах и принесение благодати, и ее принятие, в величавой позе Богородицы слиты, сплавлены, наполняя ее внутренним движением, все оттенки чувств, которые, согласно преданию, пережила она в Благовещении. И эта энергия преображает даже окружающие неодушевленный мир. Не только прекрасен и светел дом Иосифа, но и вторят формам движущейся фигуры архангела Гавриила встающие за ним башни и стены, и повторяет сложный ракурс фигуры Богородицы стоящая за ней прекрасная, увитая велумом башня. Извод, лежащий в основе «Благовещения» на кострицких вратах, стал со временем наиболее распространенным изводом изображения этого праздника на Руси. Причем художники не только изображали принесение благой вести на фоне палат, в доме Иосифа. Как правило, идущим к Марии, движущимся к ней с благой вестью предстает архангел Гавриил. Часто используют мастера и выразительную позу Марии. И даже внося какие-либо оттенки в этот извод или используя вариант, более близкий к древнему «Благовещению Устюжскому», стремились художники передать тот отзвук, который вызывало во внешнем мире Благовещение, о котором говорили песнопения, что оно «от века таинственно явление». Рассказ апокрифа о Благовещении сообщает, что первый раз Мария слышала обращенное к ней ангельское приветствие, выйдя из дома почерпнуть воды из колодца. Это событие также сделалось предметом изображения в живописи, получив название «Благовещение у кладезя». Благовещение у кладезя обычно не изображалось отдельно, так как оно не несло всей полноты представлений о принесении «благой вести». Оно изображалось чаще всего в стенописи как дополнение к существующему здесь собственно «Благовещению». «Благовещение у кладезя» сохранилось в росписях храма Св. Софии в Киеве. Потерт на древней фреске округлый колодец, но цела фигура Марии и полуфигурка летящего над ней и отделенного небесным сегментом и тем самым невидимого ангела. Лишь чуть повернута к летящему голова Богородицы, торжественно поднята ее рука, и весь облик ее дышит спокойным величием — величием «благословенной между женами», достойной принятия благодати. Есть «Благовещение у кладезя» и в знаменитых росписях Ферапонтова монастыря, созданных в 1502 г. великим русским художником Дионисием и его сыновьями. Розовые стены и светлые башни изображают здесь покинутый дом Иосифа., а у белого колодца стоит она сама. Стремительно откинулась она от парящего над ней благословляющего ангела, гибкие линии, описывающие ее легкую фигуру, делают необыкновенно выразительным это движение. Мотив потрясения чудом, звучащий в полных изображениях Благовещения этого времени, развивает и дополняет ферапонтовское «Благовещение у кладезя». Информационный партнёр рубрики «Православная семья»: Иконовед.рф - портал, посвящённый русской иконе. |
| ||||||
|