Понимание и внимание - секрет дружной семьи | ||||||||
Мама В приятном положенииЖенское здоровьеНа приёме у врачаПосле родовКоротко о главномСоветы психологаМатеринский опытЮридическая консультация В движенииСалон красотыПравославная семьяКультурный досугМамина кухняПутешествуем вместеНовый год
Дети Дети от 0 до 3Дети от 3 до 6Дети от 6 до 9Дети от 10 до 14Детское питаниеКонсультация врачаСоветуют специалистыБезопасность детейДетский садШколаВоспитание личностиДетское творчествоБабушки и дедушкиИгрушкиЧто читаемПросто дети |
Мир глазами младенцаЕлена Смирнова Первый год жизни – без преувеличения самый интенсивный период в развитии человека. За первые 12 месяцев ребёнок совершает огромный путь в своём развитии, в котором можно выделить несколько этапов. И для каждого из них характерны свои способности и свои интересы, свои игры и игрушки, особый взгляд на мир. Мы расскажем о них в цикле статей, посвящённых младенческому возрасту. Первые месяцы жизни: радость общенияПервое полугодие жизни – совершенно особенный возраст, абсолютно не похожий на все остальные. Младенец ещё не умеет передвигаться, думать, говорить и, конечно же, играть. Вместе с тем, он живёт вполне полноценной, хотя и своеобразной психической жизнью, которая отнюдь не сводится к сосанию, сну и удовлетворению других физиологических потребностей. Главное своеобразие этого периода заключается в том, что все интересы, радости и трудности младенца связаны с близкими взрослыми, с родителями. Однако общение со взрослыми возникает не сразу. Известные эксперименты показали, что уже в первую неделю жизни младенцы обнаруживают неодинаковое отношение к различным зрительным стимулам. Они предпочитают более сложные и ярко окрашенные изображения. О степени предпочтения тех или иных стимулов у совсем маленьких детей, которые не могут говорить и выражать своё отношение, судят по времени их рассматривания и по тем эмоциям, которые эти стимулы вызывают. Например, если младенцу показать сразу две картинки – одну с яркими чёрными линиями, а другую – монотонно закрашенную серым цветом – он будет дольше и с большим интересом смотреть на первую картинку. Значит, младенцы предпочитают контрастные изображения. Именно так проверяют остроту зрения маленьких детей: малыши с нарушениями зрения смотрят на оба изображения одинаково долго. Аналогичными методами было обнаружено, что младенцы предпочитают изогнутые и округлые линии прямым, а замкнутую, концентрическую форму – развёрнутой. Особый интерес у младенцев вызывают движущиеся предметы. Их взгляд как бы «цепляется» за движущийся предмет и прослеживает его движение. Поэтому младенцы могут с интересом и подолгу рассматривать из своей коляски шевелящиеся над ними листья на деревьях или кустах – эта «стимуляция» хорошо отвечает их врождённым избирательным предпочтениям. Таким образом, уже в период новорождённости дети избирательно относятся к стимулам внешней среды, предпочитая одни из них и игнорируя другие. И что особенно важно – наиболее предпочитаемыми являются именно те признаки, которые характерны для образа человека (округлая, замкнутая и сложная форма, движение, звуки голоса и пр.). Органы чувств младенца как бы настроены на то, чтобы выделять в незнакомом ещё внешнем мире именно человека. Следует подчеркнуть, что среди всех зрительных стимулов наиболее предпочитаемым для младенца является изображение человеческого лица. Глаз ребёнка от природы предрасположен к тому, чтобы реагировать на лицо человека, а его ухо – к тому, чтобы улавливать звуки человеческого голоса. И, конечно же, ни с чем не сравнимый интерес вызывает у младенца сам живой человек, которого можно не только рассматривать, но и слышать, чувствовать его тепло, наблюдать его движения. Эта природная предрасположенность младенцев к восприятию человека облегчает ребёнку выделение главной опоры его существования и направляет его активность во взаимодействии с ним. Однако это всего лишь предпосылки к общению. Врождённой потребности в общении со взрослым у новорождённого нет. Она возникает в течение первых недель жизни благодаря материнской любви. С первых минут жизни мама относится к ребёнку как к полноценной личности, причём совершенно уникальной и самой главной. Она обращается к младенцу как к полноправному партнёру по общению, вслушивается в звуки, издаваемые младенцем, и на многие из них отвечает своими действиями. Всматриваясь в хаотичные, импульсивные движения малыша, мать отвечает на них, как будто они обращены к ней. Чем внимательнее мать наблюдает за своим ребёнком, чем она скорее и точнее реагирует на его сигналы, тем быстрее складывается общение между ними. На протяжении первых трёх недель мать всё чаще и легче привлекает к себе взгляд младенца, а сосредоточение на ней малыша становится всё продолжительнее и интенсивнее. В конце первого месяца малыш отвечает на обращение мамы не только взглядом, но и яркой улыбкой, и приветливым «агу». Так начинается общение. Главная и единственная потребность младенца – это потребность в общении с самым близким взрослым, в его внимании и доброжелательности. Это совершенно уникальный период в жизни и ребёнка, и его мамы. В это время их общение ещё ничем не опосредовано: никаких предметов, никакой информации и вообще никакого содержания в таком общении нет. Единственным его содержанием является выражение отношения к другому. Причём это отношение является абсолютно положительным и бескорыстным. Малыш любит маму не за то, что она его кормит, а просто так, за то, что она есть. Столь же бескорыстное и открытое отношение в этот период, как правило, наблюдается и со стороны матери. Хотя младенец, как известно, доставляет множество беспокойств (много кричит, не даёт спать, пачкает пелёнки и пр.), ни одна нормальная мама не будет сердиться и обижаться за это на своего малыша. В этот период она от него ещё ничего не требует, не оценивает его способности, ничему не учит и радуется самому факту его существования Взрослый нужен ребёнку сам по себе, независимо от своей одежды или того, что у него в руках (в этом возрасте малыш просто не замечает всего этого). Он выделяет прежде всего внимание и отношение к нему. Единственное, против чего он выражает протест, – это против своей «незамеченности», например, когда мама сидит к нему спиной или разговаривает по телефону. Он изо всех сил стремится привлечь к себе внимание и выразить своё отношение – с помощью взглядов, улыбок, движений ручками и ножками и вокализаций. Несмотря на свою кажущуюся бессодержательность и примитивность, такое общение играет исключительно важную и даже ключевую роль для дальнейшего развития ребёнка. В этот период закладываются наиболее фундаментальные, глубинные основания личности. Одно из них – выделенность самого себя и начальная форма самосознания. Чем более чутко и внимательно взрослый относится к ребёнку, тем раньше и тем яснее он выделяет самого себя и тем активнее он действует. Глядя на взрослого и выделяя его действия, обращённые к нему, младенец начинает выделять и чувствовать самого себя. Взрослый как бы является тем зеркалом, в котором младенец впервые видит и узнаёт себя. Становление положительного самоощущения и отношения к взрослому в первом полугодии является главной задачей развития. Куклы разные нужны...Первое, что видит и на что реагирует младенец, появившийся на свет, – это лицо человека. Очевидно, что никакая игрушка не способна заменить младенцу близкого взрослого. Вместе с тем, уже с 2 месяцев для младенца возможно и весьма полезно взаимодействие с «заместителем» человека. Лицо не всегда и не обязательно должно быть настоящим, живым. Игрушки, воспроизводящие реальное лицо и образ человека, вызывают живое внимание и удовольствие малыша. Прежде всего, это лицо куклы. По возможности это лицо должно быть выразительным и привлекательным. Для младенцев, которые ещё не умеют ползать или сидеть, а могут только рассматривать, нужны достаточно крупные куклы (не менее 40–50 см), с отчётливыми чертами лица. Это могут быть: Большая неваляшка. Это очень важная игрушка для младенца. У неё огромные выразительные глаза и весёлая мордашка, которую малыши любят рассматривать. Кроме того, её можно поставить в кроватку младенца, и его случайные движения будут приводить её в движение и вызывать приятный перезвон. Кукла-голыш. Всем своим обликом она напоминает младенца. Рассматривая такую игрушку, малыш как бы узнаёт себя и радуется этой встрече. Тряпочные или пластиковые куклы. Они гибкие, мягкие, им можно придавать разные позы, сажать поближе или подальше от глаз малыша, они могут танцевать, кувыркаться или прыгать в руках взрослого. Всё это радует и занимает младенца. Фарфоровая кукла в одежде. Такие куклы очень красивы, их лица в точности воспроизводят настоящее лицо, и они очень похожи на маленького человечка. Встречаясь взглядом с такой прекрасной куклой, младенцы особенно ярко и бурно выражают свою радость, которая может продолжаться достаточно долго. Замечено, что такие куклы не надоедают малышу – они могут в течение 2–3 месяцев радостно встречаться с ними. Колобок – шарик с изображением лица. Это также очень хорошая игрушка для младенца. Как можно видеть, уже в первом полугодии ребёнку будут полезны различные куклы и образные игрушки. Конечно, младенцы ещё не играют в куклы в прямом смысле слова и даже не берут их в руки, но они с удовольствием рассматривают их, и такое созерцание приносит им явное удовольствие – они сосредотачиваются, улыбаются, оживляются, возбуждённо гукают и гулят. Всё это означает, что они воспринимают и узнают изображение лица, радуются этой встрече, что безусловно способствует их социально-эмоциональному развитию. Очень важно, чтобы сначала куклу, как, впрочем, и любую другую игрушку, показывал взрослый. Присутствие и участие взрослого придаёт кукле привлекательность, оживляет и одушевляет её. Кукла как бы «впитывает» образ и отношение любимого взрослого. Впоследствии, когда кукла станет значимой и настоящей, малыш будет с удовольствием рассматривать её самостоятельно, хотя ему всегда важно делиться впечатлением с мамой или папой. Когда ребёнок испытывает бурную радость, или, наоборот, когда его что-то огорчает, ему необходимо присутствие и соучастие близкого взрослого. Отказывать маленькому (впрочем, как и большому) ребёнку в этой естественной потребности нельзя. Читайте далее: Первые тревоги |
| ||||||
|