МамаПапаДети - Журнал для современных родителей Сегодня Всемирный день борьбы с малярией.

Первое слово дороже второго

С каким нетерпением ждут близкие появления первых слов малыша! А с момента, когда дитя отпразднует свой первый день рождения, начинают ревностно следить за развитием его речи. Замечательно, если малыш вас радует. Но как быть, если он не торопится говорить? Об этом мы беседуем с Еленой Янушко, дошкольным педагогом, психологом, логопедом, автором методики всестороннего развития детей от 1 года до 6 лет «Новый ребёнок» и около 200 практических книг-пособий.

Первое слово дороже второго Если малыш не говорит, когда начинать бить тревогу?

Речь малыша – важный показатель его развития, ведь речь не только помогает ему в общении, но и является средством получения новой интересной информации о мире вокруг. Поэтому не стоит ждать, когда малыш разговорится сам, лучше изначально создать развивающую среду, которая будет максимально стимулировать появление новых слов в речи крохи. И, конечно, если ребёнку исполнился год, а в его речи совсем нет никаких слов, будет нелишним проконсультироваться по этому вопросу у психоневролога, логопеда, а также проверить слух.

Что делать, если на просьбы «Скажи!», «Повтори!» малыш реагирует негативно – отворачивается, отказывается от общения, обижается и замыкается в себе?

Не стоит проявлять излишнюю настойчивость и приставать к ребёнку с бесконечными просьбами повторить слово. Ведь даже самый маленький ребёнок способен почувствовать по реакции родителей, что с ним «что-то не так», и начать переживать по этому поводу. Поэтому прежде всего надо научиться создавать во время речевых занятий добрую и непринужденную атмосферу, проводить веселые эмоциональные игры, чтобы малыш видел в вас партнера по игре, а не строгого учителя.

Как можно больше говорите с малышом, комментируя все жизненные ситуации, режимные моменты и игры малыша на протяжении дня. Например, на прогулке: Посмотри, какая сегодня погода. Да, дождик идёт. Надевай капюшон. А я раскрою зонтик. Вот так. Теперь можно гулять. А что это на дорожке? Это лужа. В луже водичка. Дождик капал, капал – и получилась лужа. Пойдём дальше. Вот дерево. Посмотри, что это такое под деревом? Это листики упали. Вот жёлтый лист. А этот лист какого цвета? Красный листик. Много листьев. Покажи, как много листиков. И т.д. Также рассказывайте малышу потешки и стишки – читайте их выразительно, постарайтесь обыграть их текст.

Следует ли в общении с малышом использовать облегчённые слова?

Да, даже на специальных занятиях по развитию речи малыша мы вначале используем специальные облегчённые слова. Пример таких слов - звукоподражания. Например, голосам животных – мяу, му, ав-ав, кря-кря, ква-ква, и-го-го и т.д.; звукам транспорта – би-би, ту-ту и т.д.; музыкальным инструментам – ду-ду, динь-динь, и другие. Советую использовать и другие облегченные слова – топ-топ вместо «идёт», бух вместо «упал», кач-кач вместо «качается», и др. Фразы, которые вы предлагаете малышу для повторения, также должны быть простыми и короткими, состоящими из 2-3 простых или облегчённых слов: Зайка бай-бай. Ляля куп-куп. Мишка ам-ам. Дай мяч. На лялю.

Что делать, если с малышом занимаются, а он всё равно молчит? Как быстро можно ожидать результатов речевых занятий с ребёнком?

Прежде чем ребёнок начнет активно говорить, необходим «период накопления», когда малыш слышит много разных слов и фраз, запоминает их, у него формируется пассивный словарный запас – это слова и фразы, которые ребёнок понимает, но пока не говорит. Активная же речь может развиваться параллельно пассивной или чуть задерживаться. Чтобы процесс развития собственной активной речи малыша был виден нагляднее, советуем внимательно следить за появлением у малыша новых слов и фраз и вести дневник развития речи, записывая не только новые слова, но и даты их появления. Просмотрев записи в дневнике за несколько месяцев, вы сможете увидеть прогресс и результаты совместных с малышом усилий.

Есть ли какие-нибудь эффективные приёмы, которые помогают разговорить малыша 1-2 лет?

Занимаясь с ребёнком 1-2 лет развитием речи, используйте приём договаривания: когда малыш запомнит стишок или потешку, которые ему регулярно читает взрослый, при очередном прочтении делайте паузы, предлагая ребёнку договорить последнее слово в строчке.

Еще один «секрет»: чем больше слов-глаголов в арсенале ребёнка, тем выше уровень развития его речи. Поэтому глагольному словарю стоит уделить особое внимание! Первые слова-действия также поначалу могут быть в облегчённой форме, например: «Зайка прыгает – прыг! Зайка упал – бух! Зайка купается – куп-куп!»

Уровень развития речи связан с развитием мелкой моторики малыша. Как Вы советуете развивать ручки ребёнка? Действительно, подражание движениям рук, игры с пальцами важны не только для формирования навыков ручного труда – они стимулируют, ускоряют процесс речевого и умственного развития ребёнка. Делайте массаж рук, играйте в разнообразные пальчиковые игры, используйте для игр с ребёнком специальные пособия для развития мелкой моторики (шнуровки и т.п.).

А какие книжки и пособия можно использовать?

Развитие речи малыша – дело непростое, требует специальных знаний, навыков, обучающих пособий. Но в наше время осуществить такую самостоятельную работу с ребёнком в домашних условиях намного легче, чем было раньше: уже созданы и адаптированы эффективные методики развития речи самых маленьких. Я, конечно, посоветую свои книги по развитию речи малышей второго и третьего года жизни серии «Новый ребёнок», которые недавно вышли в издательстве «Эксмо». Они не только содержат в себе весь необходимый материал по развитию речи, но и специально разработаны таким образом, что их может с успехом использовать не только специалист, но и неподготовленный в данной области человек. Надеюсь, благодаря этим книгам родители поймут, почему так важно разговаривать с ребёнком, используя разные уровни сложности речи (звукоподражания, простые слова, фразы), смогут развить словарный запас малыша, научатся работать по картинкам, узнают, как учить с ребёнком потешки и стишки, научатся применять пальчиковые игры.

Желаю успехов в развитии речи!



Материал опубликован: Журнал «МамаПапаДети» #4 (28) Апрель 2013

Читайте далее: Вырастить билингва





Новости

Фестиваль «Золотая Черепаха» – крупнейший культурный эколого-просветительский проект в мире
Москва, Экспоцентр,
14 октября – 5 ноября 2017 года

Большая наука за школьной партой – «День биотехнологий» прошел 19 октября 2017 года в московской школе №2098



Мастерская для родителей


Мы на Facebook
Мы Вконтакте

Добавить в Twitter
  • Журнал МамаПапаДети Апрель 2013
  • Дети от 6 до 9
  • Детское питание
  • Игры и игрушки
  • Ребенок от 0 до 3 лет
  • Дети от 3 до 6 лет
Реклама:
© «МамаПапаДети», 2010-2017. Журнал для современных родителей
Мнение редакции не всегда совпадает с мнением авторов. Медицинские советы на сайте носят рекомендательный характер, для учета индивидуальных факторов в лечении и профилактике необходима консультация врача.
Рукописи и материалы, присланные в редакцию, не рецензируются и не возвращаются. Перепечатка и любое использование материалов журнала возможны только с письменного разрешения редакции.
  Контакты
Наши партнеры
Рекламодателям
Конкурсы
Колонка редактора
Карта сайта