Понимание и внимание - секрет дружной семьи | ||||||||
Мама В приятном положенииЖенское здоровьеНа приёме у врачаПосле родовКоротко о главномСоветы психологаМатеринский опытЮридическая консультация В движенииСалон красотыПравославная семьяКультурный досугМамина кухняПутешествуем вместеНовый год
Дети Дети от 0 до 3Дети от 3 до 6Дети от 6 до 9Дети от 10 до 14Детское питаниеКонсультация врачаСоветуют специалистыБезопасность детейДетский садШколаВоспитание личностиДетское творчествоБабушки и дедушкиИгрушкиЧто читаемПросто дети |
Сказка ложь, да в ней намек…Ольга Назаренко Сказка перед сном Мама включила маленький ночник у кровати, взяла книжку, открыла ее на нужной странице. В комнате было тихо, только часики с кукушкой мерно тикали на стене, унося в прошлое каждый миг нашей жизни. Сережа улегся удобнее, натянул свое любимое одеяло, прижал к себе львенка Филю и весь превратился во внимание. Целый день он ждал этого момента. Вчера они остановились на самом интересном! Что же произойдет дальше? Мама, хорошо поставленным голосом, начала повествование.
Но вдруг пред витязем пещера; Воображение мальчика, вслед за Пушкинскими рифмами унеслось в таинственный лес, в волшебную страну легенд и сказок. «Там на неведомых дорожках следы невиданных зверей, избушка там, на курьих ножках стоит без окон, без дверей». Он ярко представлял все, что так мелодично и красиво было описано Александром Сергеевичем Пушкиным. Образы оживали, манили его к себе, будоражили воображение. Конечно, он был Русланом. Сколько еще предстоит испытаний храброму витязю, прежде чем он спасет свою Людмилу, сколько приключений, поединков! Но мальчишка точно знал, он с этим справится. Сереже уже пять лет, он давно научился читать сам, но всегда любил, когда сказки Пушкина ему читала мама. Она делала это так красиво, так выразительно, что мальчик в буквальном смысле слова переносился в описанный сказочником мир. Потом весь следующий день он пересказывал услышанное своему любимому плюшевому львенку, придумывал новые сюжеты, дорисовывал новых героев. Все, что волновало Сережу, оживало и прописывалось в его собственной сказке. Мало того, мальчик стал увереннее в себе, перестал бояться темноты и стропилу Генку из соседнего двора. А самое удивительно, что злющая собака, которая все время выскакивала из-за угла и до смерти пугала Сережу теперь совершенно его не волновала. Мальчуган понял, что охотится она вовсе не за ним, а за праздно снующими воробьями-забияками. Храбрый Руслан-Сережа уже ничего не боялся. Откуда к нам пришла сказка С незапамятных времен люди придумывали сказки, в которых они пытались выразить свои мечты и надежды, построить мир таким, каким грезился он в их воображении. Каждая сказка, легенда, притча отображала внутренние переживания автора, мысли и чаяния целых народов. Сегодня по сказкам мы можем восстановить четкий психологический портрет наших предков, динамические процессы психики, архетипичность мышления, поиски смыслов и выход из кризиса. Для наших далеких пращуров сказка была своеобразной психотерапией, помогала справиться с проблемами внутреннего характера. Театральные балаганы и шарманщики, марионеточные представления и скоморохи собирали такое огромное количество людей на рыночных площадях, что нашим современным театрам и не снилось. Что же так манило и притягивало замученных непосильным трудом людей к такому, казалось бы, пустяку, как сказка? Интуитивно они понимали, что сказка является отражением их бессознательных переживаний, внутренних конфликтов и душевных кризисов. То, что их тревожило, занозой кололо сердце, вдруг высвечивалось в смешливой, иносказательной форме, предлагая новые решения и иные пути. Рассказывая сказку, проживая ее вместе со всеми ее героями, люди очищали душу, успокаивали сердце, находили выход из своих жизненных перипетий и коллизий. Сказкотерапия Сегодня сказкотерапия пользуется огромной популярностью у всех возрастов, но особенно хороша она для детей. Ведь маленький человек не всегда может выразить свою боль, объяснить страхи, рассказать, почему поступает так, а не иначе. У детей еще нет такого опыта, как у взрослых, осознавать тревогу. Они не всегда способны вербализовать свои проблемы. Момент конфликта «отцов» и «детей» зарождается в раннем возрасте. А сказка помогает понять друг друга. Если, конечно, папы и мамы чуть-чуть приложат старания и научатся читать между строк. Попробуйте устроить такую терапию своим детям. Это не сложно. Главное, — желание, и немного творческого воображения. Уверена, у вас есть и то и другое. Для начала выберите сказки, которые будут не только интересны, но и полезны вашим малышам. Помните, что для детей до пяти лет хороши сказки о животных, для ребятишек постарше — приключенческие сюжеты с героями и злодеями. Читая сказку, постарайтесь не привносить в нее свои эмоции и переживания, ибо невольно вы делаете акценты и ударения на волнующих вас проблемах, тем самым засоряя психику ребенка ненужным грузом. Постарайтесь настроиться на своего малыша. Отключите ваш личностный мир, создайте волшебный мир сказок, и они, уверена, выведут вас на нужную тропку, по которой вы, рука об руку, пойдете со своим отпрыском в удивительную страну чудес. Для этого подумайте, что волнует вашего сына, или дочь, с какими страхами они не могут справиться, что заставляет их переживать, плакать, упрямиться. Начните с проработки того, что лежит на поверхности, а сказка приведет вас в лабиринт бессознательных переживаний, она, словно нить Ариадны, укажет правильный путь. Научитесь прислушиваться к мелочам. Рассказывая сказку, делайте акценты на тех эпизодах, которые, по вашему мнению, могут затронуть внутренние струнки души маленького человека. После прочтение, обсудите с ним сюжет и героев. Предложите придумать свое окончание истории. Для начала устройте небольшое представление, создайте иллюзию волшебства. Представьтесь феей, волшебницей, или сказочником. Включите музыку. Она должна быть спокойной и немного таинственной. Пусть в вашей руке будет волшебная палочка, посох, или какой-нибудь другой сказочный атрибут. После короткого вступления попросите вашего малыша пересказать прочитанную сказку, но не от имени автора, а от лица одного из персонажей. Например, как бы рассказала эту сказку баба Яга, а как выглядела бы история с точки зрения Колобка, или волка из «Красной шапочки». Пусть малыш придумает свое окончание истории, или дополнит сюжет своими фантазиями. Очень хорошо предложить ребенку сочинить свою сказку. Способы могут быть разные. Вы можете задать начало, можете предложить нарисовать сказку, придумать сказку о его любимых игрушках, или, что еще лучше, смастерите вместе с ребенком самодельную куклу и предложите придумать историю о ней. Анализ и интерпретация сказок Самое важно в данной работе, это научиться с помощью сочиненных детьми сказок, понимать своих чад, то есть интерпретировать историю. Анализ нужно начинать с вопроса: «О чем эта сказка?» Рассказ может быть о любви, о поиске, об одиночестве, о дружбе, о взаимопонимании и взаимопомощи, просто о жизни. Тема, которую ребенок поставил во главу угла, и будет для него наиболее актуальной, она укажет на экзистенциальное развитие малыша, поможет понять его ценностные ориентиры и взгляд на мир. В процессе сочинения происходит естественная идентификация автора с главным героем. Посему следующий пункт анализа — герой. Отношение героя к себе, мотивация поступков, восприятие окружающего мира, способы достижения цели, индивидуальный путь к успеху — все это даст необходимый для анализа материал. В придуманных историях, как правило, несколько героев, ваша задача, понять с кем из них олицетворяет себя малыш. Интересы, желания, потенциалы и способности вымышленного героя, как правило, отражают качества самого автора, то есть вашего ребенка, который сочинил эту историю. Эпитеты, прилагательные, метафоры, применяемые при описании героя, отражают эмоциональное отношение рассказчика к самому себе. Например, вы можете встретить такое начало сказки: «Жила была девочка. Она была очень некрасивая и несчастная. Все ее обижали, у нее не было друзей». Понятно, что ребенок страдает от заниженной самооценки, от отсутствия друзей и одиночества. Другое начало: «В некотором царстве, в некотором государстве жил-был прекрасный принц. Он был храбрым, сильным и красивым», — говорит совсем об ином состоянии автора данных строк. Немаловажны и мотивы поступков, они, как правило, отражают, как реальную, так и потенциальную мотивацию ребенка. «Мир посмотреть, себя показать» — мотив самоутверждения, познания мира; «привезти отцу молодильное яблочко» — мотив спасения, и так далее. Проследите за преодолением трудностей в сказке. Это будет стиль поведения вашего чалда в сложных ситуациях. Герой может использовать хитрость, прямую борьбу (агрессию), кооперацию с другими героями, уход от трудностей (избегание) и так далее. Очень важно, чтобы у детей было, как можно больше альтернатив поведения. Если вы видите, что из сказки в сказку, ребенок использует одну и ту же модель, например хитрость, или агрессию, придумайте психокоррекционную модель, где будут происходить события, похожие на ситуации в рассказе, но с альтернативными преодолениями трудностей. Далее следует обратить внимание на то, как воспринимает и относится к окружающему миру малыш. Есть сказки, в которых на нашего героя просто «сыпятся» неприятности. Не успел он выйти из одной передряги, как тут же попадает в следующую. Можно заметить, что ему никто не помогает, он со всем пытается справиться сам. В этом случае окружающий мир выступает, как источник опасностей и проблем. Если вы столкнулись с такой сказкой, то можете предположить, что тот, кто сочинил ее, в вашем случае это ваш ребенок, глубоко страдает, не ощущая доверия и поддержки окружающих. Это явно говорит о травматическом опыте прохождения стадии «базового доверия». Ему необходимо эмоциональное тепло и участие, сопереживание, даже если он не «допускает к себе». Таким детям очень помогают телесноориентированные упражнения. Особое внимание заострите на индивидуальном образе успеха: что именно герой получает в результате всех приключений, к чему на самом деле стремится. В этом скрыта уникальная информация о системе ценностей сочинителя, о его образе успешного поведения. И, что интересно, она не всегда совпадает с вашей. Смиритесь с этим. Постарайтесь не навязывать свой образ успешности ребенку. Прислушайтесь к нему, может быть, вы найдете с ним общий язык и раскроете в нем его личностный потенциал. Помните, все мы разные. Не забывайте о чувствах, актуализированных в сказке. Это может быть: радость, одиночество, тревога, беспокойство, уверенность, отчаяние, грусть, брошенность, сострадание, любовь, надежда, обман, обида и многое другое. Персонаж и ситуация расскажут нам, интерпретаторам, об эмоциональной жизни малыша: что ему приятно, а что доставляет боль, где он чувствует себя успешным, ощущает поддержку, а где контролирует, или соревнуется с кем-то, в каких ситуациях он уязвим, или силен и благороден. Таким образом, мы, с особой осторожностью, можем войти «в святая святых» внутреннего мира ребенка Читая сказку, сочиненную вашим ребенком, можно заметить, каких героем он любит больше, а какие ему несимпатичны, кого он прогоняет через огромное количество испытаний, а кому достаются лавры. Мы часто проецируем на героев реальные взаимоотношения, существующие в нашей жизни, и чувства, которые мы испытываем в связи с этим. Таким образом, в сказках могут «проигрываться» внутренние конфликты и потенциалы наших взаимоотношений. Язык любой сказки — это язык образов, которые могут иметь архетипическое и индивидуальное значение. Каждый образ — своеобразная буква в сказочном алфавите, совокупность которых, «шифрует» уникально послание бессознательного к нам. Постарайтесь выучить этот язык, и вы увидите, как ваш ребенок раскроется перед вами, словно цветок лотоса, станет доверчивее, спокойнее. Многие проблемы, которые тревожили его, уйдут. При этом вы не будите вызывать у него раздражения и выглядеть, как брюзжащий механизм, только и умеющий повторять одни и те же замечания. Я часто наблюдаю за тем, как дети реагируют на менторский и поучительный тон своих родителей, как они отгораживаются от них глухой непроницательной стеной, уходят в свой мир, не воспринимая ни единого слова отцов и матерей. А ведь родители говорят им правильные и нужные вещи, без которых немыслимо становление ребенка. Так как же достучаться до наших ребятишек, что сделать, что бы они пустили нас к себе, услышали нами сказанное? Говорят, советовать всегда легче. Согласна. Однако я все же рискну. Я предлагаю вам попробовать вместе со своим ребенком войти в волшебный мир детства, вспомнить себя в его годы, сменить назидательный тон на дружеский и тогда все, что вы скажете, будет воспринято. И в этом, уверена, вам поможет сказка. Удачи! Ольга Назаренко, дипломированный психолог, практикующий специалист-консультант по семейной и детской психологии. Обсудить вопросы о том, как воспитывать и лучше понимать своих детей, а также, в случае необходимости, корректировать их поведение, вы можете, связавшись с Ольгой Назаренко по e-mail: nazar29@mail.ru Читайте далее: Встаем на коньки |
| ||||||
|