МамаПапаДети - Журнал для современных родителей Понимание и внимание - секрет дружной семьи

Воспитание эмоций

Алексей Марюков

Управлять эмоциями – все равно что катиться зимой с ледяной горки. Способ передвижения при этом каждый выбирает для себя сам. Один любит лететь на сноуборде или лыжах, другой – съезжать на санках или коньках, а третий надевает ботинки скалолаза с шипами и приставными шагами медленно-медленно, чтобы не упасть, со страхом ползёт вниз. Дети предпочитают вид спуска, принятый на американских горках: один раз оттолкнулся, и ты уже не контролируешь ситуацию, с ужасом и выпученными глазами летишь в неизвестность, забыв обо всём.

Создаём прочную команду

shutterstock_10308328.tif Управлению эмоциями, как и катанию с горы, нужно учить. А для этого необходимо, прежде всего, создать доверительные отношения между «тренером» и «спортсменом». Начните прямо с рождения вашего малыша. Чаще берите его на руки, играйте и дурачьтесь с ним, говорите ласковые слова. Улыбайтесь, гладьте по голове и делайте массаж. В современных психологических исследованиях показано, что большое количество прикосновений, ласка, внимание и любовь формируют чувство безопасности у новорожденного. Общайтесь с малышом, комментируйте его и свои действия. Даже если ребёнок еще не умеет говорить и едва ли понимает вас, это бессознательно сформирует у него определенную программу активной коммуникации и поможет в будущем ясно выражать свои чувства. По мере роста малыша позволяйте ему естественно и свободно выражать свои мысли. Его желание делиться сокровенным и важным будет напрямую зависеть от вашей заинтересованности его рассказом. Поэтому если вы чем-то заняты – отложите на время посторонние дела, повернитесь к ребёнку, присядьте рядом с ним или возьмите его на колени, чтобы малыш почувствовал – вы близко и внимательно его слушаете.

Учимся признавать эмоции

Когда между «мастером» и «подопечным» сложатся доброжелательные отношения, можно приступать к тренировкам. На первом этапе нужно набраться мужества и позволить ребёнку в полном объеме испытывать как положительные, так и отрицательные эмоции. Всегда приятно видеть, как дети радуются, смеются, веселятся. Но стоит малышу расстроиться и заплакать, как в ту же секунду хочется его чем-нибудь утешить. Папа уезжает в командировку, и у ребёнка на глаза наворачиваются слезы. «Не плачь, папа скоро приедет», – говорим мы. Малыш участвовал в соревнованиях и проиграл. Его горе беспредельно. «Ничего страшного, ты молодец. Отлично боролся. Не расстраивайся!» – поддерживаем изо всех сил. Такая реакция естественна и понятна. Мы хотим сделать так, чтобы ребёнок как можно скорее переключился на положительные эмоции, но здесь всё не так просто. Когда мы изо всех сил утешаем малыша, то как бы отрицаем его право на страдание. А страдание – важная часть нашей жизни, очень глубокое чувство. Только испытав страдание, человек научится по-настоящему понимать радость и счастье. Кроме того, трудности, проблемы и разочарования – естественная часть нашей жизни. Ребёнку необходимо научиться встречать их лицом к лицу, смело и мужественно. Поэтому лучше приобрести опыт негативных переживаний сейчас, поплакать в тот момент, когда близкие и родственники рядом, чем быть ошеломленным в будущем, когда никто не протянет руку помощи. И, наконец, опыт показывает, что наши увещевания, слова поддержки и наставления мало помогают малышу справиться с негативными эмоциями. Они практически не воспринимаются им в моменты отчаяния, горя и разочарования.

Переживание горя и расстройство не проходят сами собой, просто от того, что мы пытаемся их отрицать. Возможность же пережить чувство как можно более полно позволяет от него избавиться. Поэтому если ребёнок расстроен и огорчен, лучше просто дать почувствовать, что вы рядом. Присядьте на корточки около малыша, возьмите его за руку, погладьте по голове и плечам. Дайте понять, что вы понимаете и разделяете его чувства. Скажите: «Ты расстроен». Поделитесь своими переживаниями: «Мне тоже очень жаль, что папа уезжает».

Еще один номер обязательной программы – позволить ребёнку испытывать негативные, отрицательные чувства по отношению к кому-либо. Конечно, очень неприятно, когда малыш в порыве гнева говорит про близкого родственника: «Я его ненавижу!» Но это естественно. В жизни любого человека бывают минуты, когда он испытывает гнев, ярость, злобу по отношению к самым любимым и дорогим для него людям. Негативные переживания – часть нашей жизни, и нужно уметь признавать и выражать их. Неосознанная, отрицаемая эмоция начинает грызть изнутри и ожидать своего часа, чтобы вырваться наружу. И иногда этот час бывает очень даже неподходящим. Мише восемь с половиной лет. Его с младенчества приучили отрицать свои негативные чувства по отношению к младшему брату. Когда в минуты плохого настроения он говорил, что ненавидит его или испытывает злость, злобу, разочарование, родители тут же отвечали: «Ты не можешь так чувствовать, это же твой родной брат. Ты должен его любить». Миша понял, что признавать свои негативные чувства – неприемлемо. Но, как у любого здорового человека, они у него оставались и, не находя выхода, продолжали исподволь накапливаться, расти. В один прекрасный день, когда ничто не предвещало конфликтов и ссор, Миша спокойно встал, подошел к своему младшему брату и дал ему по голове так, что срочно пришлось вызывать скорую помощь. Поведение Миши легко объяснимо. Дело в том, что в жизни человека сначала возникает эмоция, которая затем переходит или не переходит в определенную форму активности. В обычном состоянии, когда человек признает собственные переживания, он может позволить или не позволить эмоции выразиться в поведении. Если же эмоция отрицается, то она может перейти в поведение внезапно, минуя сознательный контроль. Неудивительно, что Миша после случившегося сам не мог объяснить, как так получилось и за что он ударил брата. Ведь он искренне любит его. Действительно любит.

Учимся управлять эмоциями

Недавно автор этих строк катался на лыжах. Преодолев два-три небольших спуска, он, как минимум, почувствовал себя заправским горнолыжником и решил слететь с какой-нибудь настоящей горы. Такой, чтобы прямо дух захватывало. Выбрав подходящее место, он оттолкнулся и, спрятав за спиной палки и уши, помчал вниз. Гора изгибалась и пряталась внизу за деревьями. Поэтому сверху не было видно, чем заканчивается лыжня. Теперь же, преодолев часть пути вниз и мчась на бешеной скорости, великий горнолыжник неожиданно выяснил, что спуск завершается трамплином, сразу за которым находится аккуратно сложенная куча мусора. Затормозить палками не удалось. Пришлось прибегнуть к старому испытанному средству: медленно отклоняясь назад, мастер зимних видов спорта приземлился на попу и, успев понять, что чувствует кусок древесины, когда его обрабатывают наждачной бумагой, затормозил.

Неосознанно поддаваться агрессивным негативным эмоциям – все равно что скользить с горы на лыжах в помойку. Сначала едешь вроде бы медленно и радуешься жизни, но потом скорость увеличивается, и ты перестаешь себя контролировать. Сильные чувства захватывают и уже несут сами собой. А уж в большое болото, кучу с отбросами или просто маленькую тухлую лужицу они принесут – решать не самому человеку, а тем эмоциям, которым он безраздельно дал себя захватить.

Для того чтобы эмоциональная помойка оказалась не единственным пунктом назначения в жизненном пути, важно научить ребёнка не только осознавать свои чувства, но и простейшим образом контролировать их. Самый элементарный способ контроля – физически уйти, покинуть раздражающую ситуацию, если чувствуешь, что эмоция начинает захватывать тебя. Для этого можно перейти в другую комнату, выйти на балкон и подышать свежим воздухом, сходить погулять с собакой, запереться в ванной и умыть лицо холодной водой.

Высший пилотаж, если вы научите своего ребёнка направлять негативные эмоции на выполнение важных и полезных дел. Так, одна моя знакомая девяти лет от роду, испытывая негативные эмоции, затевала уборку в своей комнате. Выбивание коврика, стирание пыли и уборка пола позволяла выплеснуть негативные эмоции и обрести бодрое расположение духа. Эмоции – это бесплатное топливо. Научившись использовать его во благо, мы заряжаемся энергией и начинаем испытывать удовольствие от самых повседневных дел. Другими словами, мы научаемся кататься с гор на полной скорости, но, как опытные спортсмены, редко полностью теряем контроль над ситуацией.

Завершая статью, хочу напомнить, что катание с горы – не просто развлечение. В Древней Руси с горы катались на длинный лён, богатый урожай, долгую супружескую жизнь. Катание с горы – символ изобилия и достатка. Поэтому будем учиться кататься с горы и управлять своими эмоциями.

Алексей Марюков: практический психолог, тренер-консультант центра развития личности «Страна успеха»



Материал опубликован: Журнал «МамаПапаДети» #5 (11) Май 2011 год

Читайте далее: «Превратиться я хочу...»





Новости

Фестиваль «Золотая Черепаха» – крупнейший культурный эколого-просветительский проект в мире
Москва, Экспоцентр,
14 октября – 5 ноября 2017 года

Большая наука за школьной партой – «День биотехнологий» прошел 19 октября 2017 года в московской школе №2098



Мастерская для родителей


Мы на Facebook
Мы Вконтакте

Добавить в Twitter
  • Журнал МамаПапаДети Апрель 2013
  • Дети от 6 до 9
  • Детское питание
  • Игры и игрушки
  • Ребенок от 0 до 3 лет
  • Дети от 3 до 6 лет
Реклама:
© «МамаПапаДети», 2010-2017. Журнал для современных родителей
Мнение редакции не всегда совпадает с мнением авторов. Медицинские советы на сайте носят рекомендательный характер, для учета индивидуальных факторов в лечении и профилактике необходима консультация врача.
Рукописи и материалы, присланные в редакцию, не рецензируются и не возвращаются. Перепечатка и любое использование материалов журнала возможны только с письменного разрешения редакции.
  Контакты
Наши партнеры
Рекламодателям
Конкурсы
Колонка редактора
Карта сайта