Понимание и внимание - секрет дружной семьи | ||||||||
Мама В приятном положенииЖенское здоровьеНа приёме у врачаПосле родовКоротко о главномСоветы психологаМатеринский опытЮридическая консультация В движенииСалон красотыПравославная семьяКультурный досугМамина кухняПутешествуем вместеНовый год
Дети Дети от 0 до 3Дети от 3 до 6Дети от 6 до 9Дети от 10 до 14Детское питаниеКонсультация врачаСоветуют специалистыБезопасность детейДетский садШколаВоспитание личностиДетское творчествоБабушки и дедушкиИгрушкиЧто читаемПросто дети |
Массаж для детей 3-4 месяцевНаталья Панькова Ни для кого не секрет, что к 3 месяцам ребенок уже ведет более активный образ жизни: уверенно держит голову, способен приподнимать грудь и опираться на руки. В 4 месяца малыш уже может держаться на вытянутых руках и опираться ладонями на кровать. Для гармоничного формирования новых возрастных навыков необходимо подготовить связочный аппарат суставов кистей и мышцы ладоней. В этом может помочь не только массаж, но и всем известная, а главное – любимая малышами игра «ладушки». Эта игра позитивно влияет и на настроение крохи, и на взаимоотношения со взрослыми. Также полезно научить ребенка ударять открытой ладошкой по какомунибудь ровному и твердому предмету. Можно простучать открытыми ладонями на столе несложный ритм, а затем спросить: «А как ты умеешь?» Или поймать, накрыв ладошкой, ручку малютки, лежащую на столе, а затем сказать: «А теперь ты поймай маму!» В этом возрасте массаж становится тоже более активным и интенсивным, поэтому в комплекс массажных процедур следует ввести новый прием – растирание. Это более энергичный и глубокий прием, вследствие выполнения которого образуется массированное покраснение. Чтобы правильно определить давление при выполнении растирания, маме нужно закрыть глаза и надавить обеими руками себе на веки, запомнить силу давления своих рук, при которой нет болезненных ощущений. Массировать малыша, применяя растирание, следует с такой же силой. Количество повторений данного приема варьируется от 2 до 5 в зависимости от поведения малыша (нравятся ему ощущения или не нравятся), количество растираний на спинке можно увеличить до 7 повторений. Выполняется новый прием следующим образом: открытыми ладонями одной или обеих рук с усилием в одну сторону (в начале массажа – от шеи к пояснице малыша) и с мягким возвратом в исходное положение; на ножках ребенка усилие при растирании выполняют к бедру (в этом возрасте удобнее от колена, хотя массаж ног всегда делается от ступни), а затем мягкое возвратное движение, слегка касаясь ножки; на ручках можно этот прием выполнять без возврата, то есть движение с усилием должно быть направлено от кисти (или от локтя) к плечу крохи, а затем мамина рука плавно снимается, переходя к следующему движению; большими пальцами одной или двух рук (на некоторых участках тела удобнее выполнять данное движение подушечками четырех пальцев) с усилием выполняются спиралевидные движения: на спинке от шейного отдела к поясничному, а на конечностях от кистей к шее и от ступней к пояснице; подушечками четырех пальцев одной или двух рук выполняются прямолинейные движения в продольном (вдоль спины и конечностей), а затем в поперечном направлении (поперек тельца), а так же по межреберным промежуткам (к позвоночнику); на тыльной поверхности кисти (от пальцев к запястью) и плюсны по межпальцевым мышцам (от пальцев к щиколотке) движения должны стать отрывистыми, как будто мамины руки рисуют штришки; на конечностях можно выполнить кольцевое растирание – при этом мама захватывает массируемый участок в кольцо своей кисти так, чтобы большой палец был на внутренней поверхности, а остальные пальцы – на наружной; затем выполняются прямолинейные движения (от стопы к бедру на ножках, и от кисти до плеча на ручках), потом кольцо мягко открывается и опять смыкается на исходной для следующего движения позиции. При выполнении массажа ног нужно сначала растереть подошву ребенка от центра пятки по направлению к каждому пальчику, затем каждый пальчик отдельно. Потом, как бы рисуя цифру 7, провести от подушечки под большим пальцем малыша к мизинцу (в этот момент малютка рефлекторно подожмет пальчики) и сразу, не отрывая пальца от стопы, сделать движение по наружному краю (здесь пальчики малыша рефлекторно раскроются «веером») к центру пяточки. Для ахилки (задняя часть ножки сразу над пяткой) подойдет щипцеобразное растирание, которое выполняется следующим образом: мама немного притягивает к себе пяточку ребенка одной рукой, а пальцы другой руки располагает на ахилловом сухожилии (большой палец – с внутренней стороны, а указательный и средний – с наружной). Эти три пальца и выполняют прямолинейные движения «маятником». При массировании кистей малыша его ладошку следует растирать большим пальцем только по часовой стрелке (так как на ней расположена проекция кишечника), и, конечно, не забудьте растереть все фаланги каждого пальчика, так как это не только подготовка связочного аппарата суставов к нагрузке, но и хорошая стимуляция гармоничной работы всего организма ребенка. Комплекс упражнений Укрепление мышц шеи Исходное положение: ребенок лежит на животе. Прямо перед ним мама ставит яркую игрушку (идеально подходят куклы-неваляшки), умеющую издавать звук, для привлечения внимания ребенка. Когда взгляд малыша сосредоточится на игрушке, мама плавно начинает перемещать её вправо-влево, затем вверх-вниз, обращая внимание на то, интересен ли малышу этот предмет, не устал ли он. Если внимание малыша ослабевает, перекладываем его на спинку и продолжаем упражнение. Количество таких перекладываний начинаем с двух и к концу 4-го месяца увеличиваем до 8 раз. Также увеличиваем и время пребывания ребенка в одном положении. Укрепление мышц ног и ягодичных мышц Исходное положение: малыш лежит на спинке. Мама, удобно захватив ножки малыша (рука обхватывает колени и икры), плавно сгибает и разгибает их вначале попеременно, затем обе ножки вместе (3-4 раза). Необходимо наблюдать за реакцией малютки (если что-то ему не нравится, количество повторений сокращаем). Укрепление тазобедренных мышц и мышц спины Исходное положение: ребенок лежит на спинке. Мама берет ручки малыша (большой палец зажат в ладошке малютки, остальные располагаются на тыльной стороне его кисти и запястья) и плавно, не настаивая, а давая возможность крохе самому проявить активность (он должен приподнять голову и верхнюю половину туловища), подтягивает его на себя, слегка присаживая (угол подъема не должен превышать 20°), затем мягко опускает ребенка в исходное положение. Повторять это упражнение рекомендуется от 3 до 5 раз. Общеукрепляющее воздействие Об ИсходноеИс положение: ребенок лежит на спине. Мама, разместив с ле разных сторон от малыша яркие ра игрушки, стимулирует его к пово иг ротам на живот и обратно не толь ро ко своими действиями, но и побу ко дительнымиди фразами: «Давай посмотрим, где у нас мишка? по Молодец, дотянулся! А теперь вер М немся к зайчику...» Нужно добить н ся того, чтобы ребенок делал это ся упражнение самостоятельно. уп Начинается оно с захвата мамой Н одной рукой обеих голеней малы о ша, другая рука зафиксирована ш на кисти и запястье ребенка н (если левой рукой захватываем ( голени, то правой рукой берем за г левую ручку, и наоборот, правой л рукой захватываем голени, левая р рука фиксирует правую ручку р ребенка). Аккуратно выпрямляя р ножки малютки, мама поворачивает его сначала на бок, а ч затем плавно – на животик. Далее осуществляем обратные движения, не снимая захватов, на бок и на спинку. Повороты также проделываются и в другую сторону. Количество (рекомендуется по 3-5 поворотов) определяется мамой и настроением малыша. Важно следить за тем, чтобы в обе стороны было равное количество поворотов, при условии, что в каждую из сторон малыш поворачивается одинаково уверенно. Если же в одну сторону поворачиваться у него получается хуже, то на эту сторону следует сделать акцент, распределив повороты следующим образом: 1 уверенный поворот и 3 вызывающих сложность, по 2-3 захода. Улучшение кровообращения Исходное положение: малыш лежит на спине. Мама разводит ручки ребенка в стороны, а затем скрещивает их на груди, обхватывая ими его туловище. Повторять упражнение следует 3-4 раза. Развитие гибкости суставов рук малыша Исходное положение: ребенок лежит на спине. Мама держит его за ручки в области предплечья (ближе к кисти), согнув их при этом в локтях. Имитируем «боксирующие» движения, чередуя напряжение мышц с их расслаблением (от 2 до 4 повторений). Улучшение кислородного обмена Исходное положение: ребенок лежит на спинке. Мама поочередно (2-3 раза) поднимает прямые ручки малыша с медленным заведением их за голову (сначала аккуратно опускает прямую ручку ребенка на стол за его головой, затем слегка потряхивает ручку и возвращает ее обратно). То же самое проделываем с другой ручкой малютки. Если малыш легко идет на контакт (но не раньше, чем в 4 месяца), то можно сразу работать с двумя ручками (4-6 раз). Следующий этап: упражнение выполняем из исходного положения «малыш на животике», а перед ним на расстоянии 25-30 см стоит яркая игрушка. Мама поочередно (3-4 раза) выпрямляет ручки ребенка прямо перед ним с небольшим потягиванием (например, можно поиграть: «Достанем игрушку левой ручкой! А теперь дотянемся правой!»), затем возвращает их в исходное положение. Впоследствии даем малышу свободу, стимулируя его попытки самостоятельно дотянуться до игрушки. Стимуляция акупунктурных точек Исходное положение: ребенок на спинке, а его ножки сложены ступнями друг к другу (как будто он ими аплодирует). Если папа свободен, он может принять участие в выполнении данного упражнения, пощекотав ступни малыша щетинкой на щеках. Можно просто похлопать ступнями ребенка. Затем мама, взяв в руки голени малыша, сгибает его ножки в коленях и ставит на полную ступню параллельно друг другу. Продолжая фиксировать параллельность ступней малыша и не отрывая их от поверхности стола, мама поочередно выпрямляет и сгибает ножки малютки (3-4 повторения). Выполнять данное упражнение лучше на выстиранном, но не глаженном после стирки махровом полотенце. Рефлекторное ползание Исходное положение: ребенок лежит на животике, его ручки и ножки согнуты, голова чуть приподнята. Мама разводит колени ребенка так, чтобы его пяточки соединились, затем (продолжая держать ножки крохи) подводит свои ладони под тыльную сторону ступней малыша, а большими пальцами проводит одновременно по обеим пяточкам сверху вниз (ребенок в это время будет пытаться разгибать ноги и делать попытки ползти вперед). Повторять упражнение нужно 4 раза, причем маме следует проявлять особую осторожность в плане страховки малы Ваш малыш уник лен, и если даже ребенок род Ваш малыш уника аален, и если даже ребенок род твенников или знакомых т же возрас а, чт с сственников или знакомых то оог гго оо же возраст тта, что оо и ваш малыш, в чем-то преуспевает больше, эт и ваш малыш, в чем-то преуспевает больше, это оо всего лишь индивиду льное развитие, а не всего лишь индивидуа аальное развитие, а не ерьезное о авание вашего крохи. Всему свое с ссерьезное от ттс сст ттавание вашего крохи. Всему свое время, и сравнивать успехи можно только отме время, и сравнивать успехи можно только отме чая прогресс в развитии своего малыша в раз чая прогресс в развитии своего малыша в раз ные возрастные периоды: вчера он еще не умел, ные возрастные периоды: вчера он еще не умел, а с одня..! а се еег ггодня..! ша от падений. Объясняется это тем, что в основе рефлекторного ползанья лежит безусловный рефлекс, поэтому, в силу возраста, возможны резкие движения ребенка. Укрепление нервной системы Исходное положение: ребенок лежит на спине, а мамины руки обнимают его определенным образом. Ладонь левой маминой руки приподнимает затылок малыша так, чтобы подбородок крохи был прижат к его груди. Правая рука мамы фиксирует ножки ребенка, согнутые и подтянутые к животику (колени разведены, стопы – вместе) и ручки, сложенные на его груди. Мама покачивает малютку из стороны в сторону (вперед-назад, влево-вправо) очень осторожно, чтобы случайно не выронить малыша, и плавно, чтобы у крохи не закружилась голова. Данное упражнение следует повторять по 4 раза в каждую сторону. А лучший эффект от покачивания в позе эмбриона достигается, если повторить его в течение дня еще 3-5 раз. Читайте далее: Здоровье детских глаз – забота взрослых |
| ||||||
|