МамаПапаДети - Журнал для современных родителей Сегодня Всемирный день борьбы с малярией.

Массаж для детей 9-12 месяцев

Наталья Панькова

Малыш 9-месячного возраста уже почти взрослый, у него достаточно навыков, и многие действия он может выполнять сам, без помощи родителей. Например, переворачиваться в разные стороны, садиться из горизонтального положения. Он уже хорошо сидит, ползает, пытается ходить с опорой, поддержкой, а иногда и самостоятельно. И поскольку ребенок уже многое может, проведение массажа и гимнастики усложняется.

Все массажные приемы мы разобрали ранее, они же применяются и для детишек 9-12 месяцев. Но для того, чтобы не нарушать «планы» малыша и провести полноценный массаж и гимнастику, будем сочетать активные гимнастические упражнения и пассивные приемы массажа. Надо помнить при этом, что к гимнастике лучше приступать с эластичными, разогретыми и расслабленными мышцами (после массажа), а массаж начинать с поглаживания.

Разберем примерный план занятий, в начале которых малыш находится в исходном положении – лежа на спинке. Выполняем поглаживание всей ручки ребенка своей ладонью по внутренней и наружной поверхности от кисти к плечу. Затем мысленно «делим» ручку на три части: кисть, предплечье и плечо (анатомическое).

Массаж для детей

Массаж начинаем с кисти: проводим поглаживание с обеих сторон кончиками пальцев (или, если будет более удобно, то ладонью); затем делаем растирание ладони большим пальцем четко по часовой стрелке и веером от основания ладони к каждому пальчику; тыльную сторону ладошки растираем кончиками 4 пальцев, выполняя прямолинейные и отрывистые движения, как будто рисуем штришки, по межпальцевым мышцам (от пальчиков – к запястью); в заключение выполняем растирание внутренней стороны каждого пальчика малыша большим пальцем по всей длине, одновременно фиксируя растираемый пальчик указательным и средним пальцами; разминание проводится аналогично, разница лишь в том, что разминаем каждую фалангу пальчика.

Переходим на предплечье: сначала поглаживаем непосредственно всю область предплечья от кисти к локтю раскрытой ладонью или обхватив всю ручку малыша; растирание можно проводить как раскрытой ладонью, так и тремя средними пальцами, прямолинейными и спиралевидными движениями; прежде чем перейти к разминанию, следует снова сделать поглаживание; разминание нужно выполнять подушечками больших пальцев обеих рук, одновременно фиксируя ручку ребенка остальными четырьмя пальцами, от кисти к локтю с внутренней, а затем с наружной стороны, в заключение массажа можно выполнить прием легкой вибрации – отрывистое пощипывание большим, указательным и средним пальцами.

На плече чередуем те же приемы: поглаживание, растирание, снова поглаживание и разминание прямолинейно по направлению от локтя к плечевому суставу и по спирали; хорошо бы закончить массаж рук встряхиванием (с небольшим натяжением встряхиваем ручку ребенка, зафиксировав плечевой сустав одной рукой, а большой палец другой руки вложив в его ладошку).

Упражнения

1. Исходное положение – ребенок сидит, обхватив большие пальцы рук взрослого (можно также игрушки, удобные для захвата ручками малыша). Стимулируем малыша словами и действиями выполнять круговые движения руками (плавно отводя в стороны ручки крохи, поднимаем их к его голове, потом вперед и вниз).

2. Исходное положение – лежа на спинке, сидя или стоя. Одновременно с малышом сжимаем в руках два колечка (одно – своей левой рукой и правой ручкой ребенка, второе наоборот – своей правой рукой и левой ручкой ребенка). Затем побуждаем кроху имитировать движение боксера с разной интенсивностью, но стараясь, чтобы приблизительно одинаковая нагрузка приходилась на обе его ручки.

3. Исходное положение – ребенок сидит. На высоте вытянутых рук малыша держим перед ним игрушку. Просим ребенка достать игрушку, при этом чуть смещая ее в разные стороны и вверх, но через незначительное время возвращаем на доступное расстояние и поощряем похвалой малыша, когда он достигает цели.



Переходим к ступням крохи: сначала выполняем поглаживание всей ладонью от пяточки к пальчикам, аналогично проводим растирание, добавляя веерообразное движение от пяточки к каждому пальчику и как бы рисуя цифру «7» (от основания большого пальчика к основанию мизинчика и по наружной стороне ступни к пяточке); затем снова поглаживание, и в завершение – разминание ступни подушечками больших пальцев; далее переходим к поглаживанию, растиранию и снова поглаживанию межпальцевых мышц плюсны ребенка по направлению от пальчиков к щиколотке; разминаем область плюсны также по межпальцевым промежуткам; в заключение массажа ступни проводим круговое растирание косточек по обеим сторонам щиколотки.

Далее приступаем к массажу ножек. Помним, что переднюю поверхность голени (её можно только погладить) и внутреннюю поверхность бедра мы не трогаем. Массажные приемы на остальных участках ножек проводятся аналогично массажу предплечья и плеча.

Упражнения

1. Исходное положение – ребенок лежит на спинке. Держа над малышом яркое колечко, мяч или любую другую небольшую игрушку, словами побуждаем его достать предмет стопами, держа ножки выпрямленными.

2. Исходное положение – малыш сидит спиной к нам. Держим его, зафиксировав кисти рук (указательные пальцы рук взрослого в ладонях ребенка, остальные обхватывают его запястья). Побуждая словами кроху встать, слегка подтягиваем его вверх. Ребенок должен встать сразу на обе полные ступни, слегка согнув колени при вставании, затем ножки выпрямить. Далее слегка опускаем ручки ребенка, словами побуждая его сесть, но надежно придерживая малыша, чтобы не было резкого «приземления» на попку. Малыш садится, не сгибая ножек.



Теперь массируем грудную клетку и животик: проводим поглаживание по направлению от солнечного сплетения под ключицей к плечевому суставу малыша и от центра грудины по межреберным промежуткам к бочкам, затем выполняем растирание по тем же линиям, следом опять поглаживание, после которого разминаем подушечками пальцев межреберные промежутки и подключичные мышцы; в той же последовательности массируем животик ребенка (по часовой стрелке и по косым мышцам), включая легкое отрывистое пощипывание и потряхивание (ладони обеих рук взрослого лежат на нижней части грудной клетки крохи так, что большие пальцы расположены рядом и направлены к голове, а остальные – по направлению ребер).

Упражнение

1. Исходное положение – ребенок лежит на спине. Фиксируя ножки малыша, мама дает команду «Садись!» В ответ кроха должен присесть, а после маминой команды «Ложись!» опять принять исходное положение.



Поворачиваемся на животик…

Отличительной чертой массажа задней поверхности ножек является небольшое растяжение икроножной мышцы, которое выполняется после растирания данной мышцы и ахиллова сухожилия при согнутой в колене ножке малыша путем захвата его голени следующим образом: большой палец левой руки лежит на передней части голени, а четыре остальных пальца – под коленочкой, правой рукой легко, но настойчиво подтягиваем на себя пяточку ребенка, фиксируя ее в ладони. Весь комплекс остальных приемов на задней поверхности ножек выполняется теми же техниками, что и на предплечьях и плечах.

Массаж ягодичек: легкими движениями обеих рук (левая – против часовой, а правая – по часовой стрелке) проводим поглаживание; растирание можно провести в любом направлении открытой ладонью, ее ребром или фалангами пальцев; затем повторяем поглаживание и переходим к разминанию, выполняемому как фалангами пальцев, так и основанием ладони или большими пальцами; завершить массаж ягодичек хорошо приемами легкого пощипывания и поколачивания (ребром раскрытой ладони одной или двух рук, слегка расставив пальцы, как бы бросая кисть на ягодички малыша).

Приступаем к заключительному этапу – массажу спинки: последовательно выполняем все основные вышеперечисленные приемы (поглаживание, растирание и разминание) по направлениям от головы малыша к ягодичкам и от позвоночника – к бочкам; затем производим пощипывание и потряхивание.

Упражнения

1. Исходное положение – ребенок стоит на коленочках, затылком к нам. Придерживаем руками его корпус с обеих сторон. Не переставая поддерживать малыша, как бы бросаем его вперед, побуждая встать на четвереньки, оперевшись на ручки. После достижения малышом нужного положения слегка покачиваем его вперед-назад.

2. Исходное положение – малыш стоит к нам спинкой. Перед ним на столе яркая игрушка. Держим его обеими руками за коленочки. Одновременно с просьбой «Достань игрушку!» слегка наклоняем туловище ребенка вперед, а когда ему удается взять игрушку в ручки, побуждаем встать, слегка помогая ему выпрямить туловище.

Это только примерный комплекс массажных приемов и упражнений. Каждая мама по настроению и предпочтениям своего крохи выбирает те приемы, которые обоим доставляют большее удовольствие.



Материал опубликован: Журнал «МамаПапаДети» #6(6) Ноябрь 2010

Читайте далее: Массаж для детей 1,5–3 месяцев





Новости

Фестиваль «Золотая Черепаха» – крупнейший культурный эколого-просветительский проект в мире
Москва, Экспоцентр,
14 октября – 5 ноября 2017 года

Большая наука за школьной партой – «День биотехнологий» прошел 19 октября 2017 года в московской школе №2098



Соляная комната


Мы на Facebook
Мы Вконтакте

Добавить в Twitter
  • Журнал МамаПапаДети Апрель 2013
  • Дети от 6 до 9
  • Детское питание
  • Игры и игрушки
  • Ребенок от 0 до 3 лет
  • Дети от 3 до 6 лет
Реклама:
© «МамаПапаДети», 2010-2017. Журнал для современных родителей
Мнение редакции не всегда совпадает с мнением авторов. Медицинские советы на сайте носят рекомендательный характер, для учета индивидуальных факторов в лечении и профилактике необходима консультация врача.
Рукописи и материалы, присланные в редакцию, не рецензируются и не возвращаются. Перепечатка и любое использование материалов журнала возможны только с письменного разрешения редакции.
  Контакты
Наши партнеры
Рекламодателям
Конкурсы
Колонка редактора
Карта сайта