Понимание и внимание - секрет дружной семьи | ||||||||
Мама В приятном положенииЖенское здоровьеНа приёме у врачаПосле родовКоротко о главномСоветы психологаМатеринский опытЮридическая консультация В движенииСалон красотыПравославная семьяКультурный досугМамина кухняПутешествуем вместеНовый год
Дети Дети от 0 до 3Дети от 3 до 6Дети от 6 до 9Дети от 10 до 14Детское питаниеКонсультация врачаСоветуют специалистыБезопасность детейДетский садШколаВоспитание личностиДетское творчествоБабушки и дедушкиИгрушкиЧто читаемПросто дети |
Деньги детям не игрушкаЕлена Дунаева О детских карманных деньгах написаны уже сотни статей, и ни в одной из них нет конкретных рекомендаций, сколько давать, с какого возраста, по каким дням, что при этом говорить и как контролировать расходы. Как говорят педагоги, когда точно не знают, как же все-таки правильно поступить, оставляют это «на усмотрение родителей». Зато, кажется, все – и педагоги, и не очень, – точно знают, «как не должно быть», и с удовольствием критикуют тех родителей, которые хоть что-то пытаются делать в плане финансового воспитания детей. Ах, вы оплачиваете ребенку работу по дому? Ну, вы даете! А сколько стоит у вас, хи-хи, мытье посуды? А чистка ковра? А посещение бабушки в больнице? А вы не боитесь вырастить меркантильное чудовище, которое потом стакан воды бесплатно не подаст? Ах, вы даете ему деньги? Просто так, каждую неделю, «на карман»? Ну, так не удивляйтесь и не спрашивайте потом, откуда он взял сигареты и алкоголь, как попал в плохую компанию и почему покатился вниз по наклонной. «Легкие» деньги до добра не доводят. Ах, вы устроили его работать, «чтобы понял, каково»? А вы не находите, что в этом возрасте ему надо учиться, а не объявления расклеивать и машины мыть – в то время, как его одноклассники ходят на факультативы и разные дополнительные занятия? Сказочки о миллиардерах, начинавших чистильщиками сапог, в наше время уже не актуальны, современному человеку нужны знания – языки, компьютер и много чего еще… Воистину, деньги – зло. Поэтому, конечно, проще всего не давать денег в руки вообще. До совершеннолетия. Деньги не для детей. Вырастут – разберутся. А пока, если ребенку что-то надо, – у него есть родители, которые оценят проблему с точки зрения реальной необходимости, примут решение и сделают (либо не сделают) покупку. Булочку за восемь рублей в школьном буфете? Хорошо, вот тебе десятка, сдачу принесешь. Деньги на обеды? Я сдам на собрании. Ручки, тетради и ластики с любимыми мультяшками – выберем вместе в магазине. Игрушек, детка, у тебя и так достаточно, покупать сто первую машинку мы не будем. Диск, игру, энциклопедию? Договорились, на Новый год получишь. Все разумно, взвешенно, логично – так, наверно, с деньгами и должно быть. Зато не потеряет, не потратит на ерунду, не попадет в историю, не приобретет какую-нибудь вредную гадость, да и на родителей в той же школе, а тем более в детском саду, не будут смотреть косо – дескать, откуда вообще у вашего ребенка деньги? Зачем вы даете такие суммы? И что вы после этого хотите… Надо сказать, что ребенок, которому деньги не дают никогда вообще, как правило, их и не просит. И это еще раз убеждает родителей в правильности выбранной позиции: если ребенку не нужно, не насильно же пихать. Он просит не деньги, а игры, сладости, книжки и развлечения, не особо задаваясь вопросом, сколько все это стоит. – Мама! Купи вон ту машинку, робота! А еще мороженое! И автомат! И большой надувной батут тоже! – Сынок, на все денег не хватит… – Да? Ну, тогда купи денег! Ну, вот что с него взять, а? Не лекции же ему читать про всеобщий эквивалент. Родители принимают решение сами и покупают все, что нужно. И, кажется, все довольны. Только откуда потом берутся взрослые люди, которые совершенно не умеют обращаться с финансами? При неплохой зарплате им постоянно не хватает денег, потому что траты производятся импульсивно, без обдумывания их целесообразности, без какой-либо системы. Неорганизованные в мелочах, по жизни такие люди несутся без руля и без ветрил, то и дело оставаясь без копейки, делая долги и попадая в сложные жизненные ситуации. «Я совершенно не умею копить, – с грустью говорят они. – Деньги у меня не держатся. Вроде, зарабатываем неплохо, но все утекает как сквозь пальцы, всегда на мели и в долгах. Я не понимаю, как живут мои соседи с доходами в два-три раза ниже – они имеют в принципе все то же, что и мы…» А ведь, возможно, проблема просто в том, что не всех научили в детстве обращаться с деньгами. Хотя, безусловно, характер и темперамент тоже накладывают отпечаток. Один ребенок усидчивый, аккуратный и малообщительный, а другой – развеселый, гиперактивный рубаха-парень. Скорее всего, и с деньгами они будут обращаться соответственно. У первого денежки будут аккуратными пачками лежать в кошельке, разобранные по достоинству, а у второго торчать из всех карманов. Первого ночью разбуди – он назовет сумму с точностью до копейки, а второй вряд ли представляет даже примерно, сколько у него там осталось после выходных. Да, честно говоря, даже и сколько было раньше. Кстати говоря, мои подруги, у которых в семье как минимум двое детей, все как одна со смехом вспоминают «Простоквашино»: один ребенок, как кот Матроскин, скуповат и прижимист, другой же, как Шарик, простодушен и бескорыстен, отдаст все и вряд ли спросит зачем. С одной стороны, немного странно, ведь одна семья, одни родители, одинаковое воспитание, а с другой – все логично. Разные по характеру братья-сестры дополняют друг друга: Матроскин все время опускает Шарика с небес на землю, в то время как добрый и бескорыстный Шарик действует на своего скуповатого брата облагораживающе. Начиная выдавать деньги, взрослым надо быть готовыми к тому, что на первых порах обязательно будут случаться казусы, которые, возможно, поначалу совсем не покажутся ни смешными, ни забавными, однако потом лягут в основу семейных преданий. Кто-то на деньги, скопленные за год, накупит конфет и раздаст друзьям, кто-то потеряет бабушкину купюру, подаренную на день рождения, по дороге к магазину игрушек. Кто-то всю жизнь будет рассказывать, как с семи лет копил на машину и собрал значительную сумму, а кто-то со вздохом признается, что с детства не мог отложить больше ста рублей. Иногда «штрихи к портрету» любимого чада несколько обескураживают. Пример тому – маленький племянник одной моей подруги, который продавал одноклассникам карандаши, яблоки, и даже… снег зимой! Снег, набранный в ведерко «с крыши», был разрекламирован как чистый, «настоящий», в отличие от того, который под ногами. И ведь покупали! Родители мальчика были в шоке. Как, впрочем, и все окружающие взрослые. Воспитывать финансовую грамотность и умение обращаться с деньгами, безусловно, надо, и делать это необходимо не от случая к случаю, под настроение, а систематически. Одна из систем, которой пользуются несколько знакомых мне мам, у нас называется «пятничные деньги». Деньги начисляются ребенку в определенной сумме каждую неделю, листочек с цифрой вывешивается на холодильник, после чего включается система штрафов и поощрений. Поощрения дети получают за инициативу в уборке и помощи родителям, за дополнительные занятия по школьным предметам, за взаимовыручку, в то время как вычеты – за ссоры, вранье, невыполнение обязанностей. Кстати, обязанности по наведению порядка в своей комнате, уборка постелей и уход за собой при начислении денег не учитываются. По истечении недели подводится итог. Были случаи, когда в пятницу получать было нечего, а было и так, что сумма удваивалась или, наоборот, уходила в минус. Такая система успешно работает в семьях по несколько лет. Необходимо лишь неукоснительное соблюдение правил и договоренностей, прежде всего, взрослыми членами семьи. Впрочем, наверное, с деньгами неукоснительное соблюдение правил требуется всегда. Ведь деньги – дело весьма серьезное… Читайте далее: School – это cool, или Как экономно подготовить ребенка к школе |
| ||||||
|