![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
||||
![]() |
Понимание и внимание - секрет дружной семьи | |||||||
![]() ![]() | ||||||||
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
Начинаем учить английскийНаталья Барложецкая Многие родители, понимая перспективы развития современного общества и заботясь о достойном будущем для своих детей, начинают заранее задумываться о необходимости изучения иностранного языка. В связи с этим все чаще поднимается вопрос: в каком возрасте лучше всего начинать изучать иностранный язык?
Психофизиологи, например, считают, что существуют «биологические часы мозга, так же как существуют во времени этапы развития желез внутренней секреции ребенка. Малыш с рождения до девяти лет – это специалист в овладении речью. После этого периода мозговые механизмы речи становятся менее гибкими и не могут так легко приспосабливаться к новым условиям». Зарубежные психофизиологи В. Пенфильд и Л. Робертс в результате исследования деятельности мозга пришли к выводу, что лучшим возрастом для занятий иностранным языком следует считать период от 4 до 8 лет. Их коллега Т. Элиот определяет его более широко – от 1,5 до 7 лет. Но все сходятся в одном: после 10-летнего возраста любому человеку приходится преодолевать множество препятствий, чтобы заставить себя выучить то, что в более ранний период запомнилось бы само собой. Логопеды, которым часто приходится исправлять «погрешности» слишком раннего обучения, рекомендуют начинать занятия вторым языком не раньше 3 лет. Ребенку необходимо сначала освоить шипящие звуки на русском языке, а потом уже переходить на межзубные на английском. Малышу, не научившемуся правильно произносить звуки родного языка, будет сложно освоить звуки иностранного, которые зачастую противоречат родной артикуляции. В русском языке нет межзубных согласных, продувного «р», а в английском они есть. Малыш может в конце концов запутаться, и тогда родителям придется обращаться к логопеду. Безусловно, функциональные дефекты произношения легко устраняются, но, возможно, стоит просто не торопиться с освоением второго языка. Детские психологи и лингвисты также спешат предостеречь родителей от занятий иностранным языком с ребенком, не достигшим трехлетнего возраста. Прежде чем начать говорить на иностранном языке, малыш должен в достаточной мере освоить родную речь и принять её как основную. Для ребенка лучше всего выбирать родной язык матери. Формирование доминанты родного языка напрямую связано с психологическим развитием личности. Находясь в животе у мамы, на протяжении 9 месяцев малыш слышит определенную речь, произносимую маминым голосом. Именно эти звуки дают ему ощущение безопасности, способствуют формированию базового доверия к миру. Мама, которая стала вдруг говорить на другом, чужом языке, рискует потерять эмоциональную связь с ребенком. Мнение экспертов Директор Института возрастной физиологии РАО Марьяна Безруких считает, что обучение трех-четырехлетних детей неродному языку – это ходьба по лезвию бритвы. «Столь модное сегодня раннее приобщение детей к иностранным языкам может быть оправдано лишь в тех случаях, когда родители в состоянии создать вокруг ребенка соответствующую языковую среду: приглашая на дом гувернера-иностранца или постоянно общаясь с ним на иностранном языке, как это происходит в двуязычных семьях. Но это только знакомство с другим языком, не больше. Абсолютным противопоказанием к занятиям неродным языком можно назвать проблемы с родной речью. Если у ребенка бедный запас слов, грубые нарушения звукопроизношения, то изучение иностранного языка будет лишь помехой для речевого развития». Группа учёных Берлинского и Миланского университетов длительное время занималась исследованием результатов усвоения немецкого языка итальянцами. Среди испытуемых были те, кто учил немецкий в раннем возрасте, и те, кто учил язык будучи взрослым. Анализ полученных данных позволил сделать следующий вывод: если не начать изучать иностранный язык в детстве, овладеть им в той же мере, как своим родным, невозможно! Возраст от рождения до 8–9 лет был определён как оптимальный для изучения иностранного языка. Как видите, точки зрения весьма различны, и к единому мнению специалисты придут ещё не скоро. На мой взгляд, принимая решение о необходимости занятий иностранным языком, родителям необходимо сосредоточиться, прежде всего, на необходимости выбора метода обучения, соответствующего возрастным и индивидуальным психофизиологическим особенностям ребенка. Полное погружение в языковую среду (беспереводной метод) – идеальный способ естественного освоения иностранного языка. Ограничений по возрасту в этом случае практически не имеется, но все же лучше начинать после 1,5 лет. Ребенок осваивает речь естественным образом, в результате живого эмоционального контакта. Минусы: необходимость проживания за рубежом или систематических длительных поездок, вероятность частичной потери словарного запаса родного языка и замедление его развития, серьезные финансовые издержки. Частичное погружение (беспереводной метод) – эффективный, но труднореализуемый естественный метод. Подходит для детей от 2 лет и старше. Уезжать за границу вовсе не обязательно, регулярное общение с носителем языка можно организовать и дома, при условии, что вы можете позволить себе «гувернантку-англичанку». Помните, как учили Онегина? «Сперва madam за ним ходила, Потом monsieur ее сменил». Минусы: на рынке соответствующих услуг такой специалист в среднем запрашивает 3–4 тыс. долларов в месяц. Однако, если вы сами в совершенстве владеете английским и готовы дома на нем общаться, этих затрат можно избежать. Развивающие индивидуальные занятия – метод индивидуального обучения иностранному языку, требующий серьезной подготовительной работы и систематических занятий. Оптимальный возраст от 4-5 лет, к этому времени ребенок должен хорошо разговаривать на родном языке, уметь строить сложные предложения. Минусы: педагог, обучающий ребенка, должен быть специально подготовлен, обучение может проходить исключительно в игровой, интерактивной форме. Насильственные занятия чреваты серьезными последствиями для психики малыша. В лучшем случае ему просто перестанет нравиться изучать язык. В худшем случае, обнаружив собственную несостоятельность, не сумев удовлетворить «заявку» родителей, малыш замкнется в себе, пострадает его самооценка. Посещение группы раннего развития с языковым уклоном – самый популярный, но малоэффективный метод. Возраст от 3 лет и старше. Групповые занятия предполагают владение навыками социального поведения в коллективе, т. к. ребенок занимается не один. Наиболее часто в подобных группах применяется «коммуникативная методика», т. е. в течение часа преподаватель (возможно, носитель языка) разговаривает и играет с детьми только на английском, сопровождая свою речь рисунками, песнями, жестами и т. п. Минусы: обучение проходит медленно и малоэффективно. Посещение интернационального детского сада со смешанным контингентом и углубленным изучением английского – наиболее эффективный из доступных методов. Возраст – от 2,5 лет. Изучение языка ведется по специально разработанной программе и под руководством квалифицированных специалистов. Помимо общения с преподавателем, ребенок вынужден общаться с детьми, владеющими иностранным языком. Минус: доступны такие сады узкому кругу желающих и имеются пока только в крупных городах. Практика показывает, что для многих родителей занятия английским языком с ребенком ограничиваются привитием «чувства языка». Однако просмотр мультиков, разучивание песенок, стишков, счета и цветов к овладению языком имеют отдаленное отношение. На языке нужно говорить, даже самые первые шаги в изучении – это уже диалог: «Hello. My name is Sasha. What's your name?» Безусловно, можно водить ребенка на игровые занятия, слушать песни и смотреть мультфильмы, но делать это для тренировки памяти и расширения кругозора, понимая, что язык ребенок таким образом не выучит. Читайте далее: Синдром третьей четверти |
![]() ![]()
![]() | ||||||
![]() ![]() | ||||||||
|