МамаПапаДети - Журнал для современных родителей 20 апреля - Национальный день донора, мы поздравляем и благодарим всех доноров!

Начинаем учить английский

Наталья Барложецкая

Многие родители, понимая перспективы развития современного общества и заботясь о достойном будущем для своих детей, начинают заранее задумываться о необходимости изучения иностранного языка. В связи с этим все чаще поднимается вопрос: в каком возрасте лучше всего начинать изучать иностранный язык?

Однозначного ответа пока не существует, но большинство физиологов, педагогов, психологов и лингвистов сходятся во мнении, что наиболее успешно освоение второго языка проходит в период от 1,5 до 9 лет. При этом у каждого специалиста имеются свои довольно весомые аргументы в пользу более раннего или более позднего срока для начала обучения.

Психофизиологи, например, считают, что существуют «биологические часы мозга, так же как существуют во времени этапы развития желез внутренней секреции ребенка. Малыш с рождения до девяти лет – это специалист в овладении речью. После этого периода мозговые механизмы речи становятся менее гибкими и не могут так легко приспосабливаться к новым условиям». Зарубежные психофизиологи В. Пенфильд и Л. Робертс в результате исследования деятельности мозга пришли к выводу, что лучшим возрастом для занятий иностранным языком следует считать период от 4 до 8 лет. Их коллега Т. Элиот определяет его более широко – от 1,5 до 7 лет. Но все сходятся в одном: после 10-летнего возраста любому человеку приходится преодолевать множество препятствий, чтобы заставить себя выучить то, что в более ранний период запомнилось бы само собой.

Логопеды, которым часто приходится исправлять «погрешности» слишком раннего обучения, рекомендуют начинать занятия вторым языком не раньше 3 лет. Ребенку необходимо сначала освоить шипящие звуки на русском языке, а потом уже переходить на межзубные на английском. Малышу, не научившемуся правильно произносить звуки родного языка, будет сложно освоить звуки иностранного, которые зачастую противоречат родной артикуляции. В русском языке нет межзубных согласных, продувного «р», а в английском они есть. Малыш может в конце концов запутаться, и тогда родителям придется обращаться к логопеду. Безусловно, функциональные дефекты произношения легко устраняются, но, возможно, стоит просто не торопиться с освоением второго языка.

Детские психологи и лингвисты также спешат предостеречь родителей от занятий иностранным языком с ребенком, не достигшим трехлетнего возраста. Прежде чем начать говорить на иностранном языке, малыш должен в достаточной мере освоить родную речь и принять её как основную. Для ребенка лучше всего выбирать родной язык матери. Формирование доминанты родного языка напрямую связано с психологическим развитием личности. Находясь в животе у мамы, на протяжении 9 месяцев малыш слышит определенную речь, произносимую маминым голосом. Именно эти звуки дают ему ощущение безопасности, способствуют формированию базового доверия к миру. Мама, которая стала вдруг говорить на другом, чужом языке, рискует потерять эмоциональную связь с ребенком.

Мнение экспертов

Директор Института возрастной физиологии РАО Марьяна Безруких считает, что обучение трех-четырехлетних детей неродному языку – это ходьба по лезвию бритвы. «Столь модное сегодня раннее приобщение детей к иностранным языкам может быть оправдано лишь в тех случаях, когда родители в состоянии создать вокруг ребенка соответствующую языковую среду: приглашая на дом гувернера-иностранца или постоянно общаясь с ним на иностранном языке, как это происходит в двуязычных семьях. Но это только знакомство с другим языком, не больше. Абсолютным противопоказанием к занятиям неродным языком можно назвать проблемы с родной речью. Если у ребенка бедный запас слов, грубые нарушения звукопроизношения, то изучение иностранного языка будет лишь помехой для речевого развития».

Группа учёных Берлинского и Миланского университетов длительное время занималась исследованием результатов усвоения немецкого языка итальянцами. Среди испытуемых были те, кто учил немецкий в раннем возрасте, и те, кто учил язык будучи взрослым. Анализ полученных данных позволил сделать следующий вывод: если не начать изучать иностранный язык в детстве, овладеть им в той же мере, как своим родным, невозможно! Возраст от рождения до 8–9 лет был определён как оптимальный для изучения иностранного языка.

Как видите, точки зрения весьма различны, и к единому мнению специалисты придут ещё не скоро. На мой взгляд, принимая решение о необходимости занятий иностранным языком, родителям необходимо сосредоточиться, прежде всего, на необходимости выбора метода обучения, соответствующего возрастным и индивидуальным психофизиологическим особенностям ребенка.


Полное погружение в языковую среду (беспереводной метод) – идеальный способ естественного освоения иностранного языка. Ограничений по возрасту в этом случае практически не имеется, но все же лучше начинать после 1,5 лет. Ребенок осваивает речь естественным образом, в результате живого эмоционального контакта. Минусы: необходимость проживания за рубежом или систематических длительных поездок, вероятность частичной потери словарного запаса родного языка и замедление его развития, серьезные финансовые издержки.

Частичное погружение (беспереводной метод) – эффективный, но труднореализуемый естественный метод. Подходит для детей от 2 лет и старше. Уезжать за границу вовсе не обязательно, регулярное общение с носителем языка можно организовать и дома, при условии, что вы можете позволить себе «гувернантку-англичанку». Помните, как учили Онегина? «Сперва madam за ним ходила, Потом monsieur ее сменил». Минусы: на рынке соответствующих услуг такой специалист в среднем запрашивает 3–4 тыс. долларов в месяц. Однако, если вы сами в совершенстве владеете английским и готовы дома на нем общаться, этих затрат можно избежать.

Развивающие индивидуальные занятия – метод индивидуального обучения иностранному языку, требующий серьезной подготовительной работы и систематических занятий. Оптимальный возраст от 4-5 лет, к этому времени ребенок должен хорошо разговаривать на родном языке, уметь строить сложные предложения. Минусы: педагог, обучающий ребенка, должен быть специально подготовлен, обучение может проходить исключительно в игровой, интерактивной форме. Насильственные занятия чреваты серьезными последствиями для психики малыша. В лучшем случае ему просто перестанет нравиться изучать язык. В худшем случае, обнаружив собственную несостоятельность, не сумев удовлетворить «заявку» родителей, малыш замкнется в себе, пострадает его самооценка.

Посещение группы раннего развития с языковым уклоном – самый популярный, но малоэффективный метод. Возраст от 3 лет и старше. Групповые занятия предполагают владение навыками социального поведения в коллективе, т. к. ребенок занимается не один. Наиболее часто в подобных группах применяется «коммуникативная методика», т. е. в течение часа преподаватель (возможно, носитель языка) разговаривает и играет с детьми только на английском, сопровождая свою речь рисунками, песнями, жестами и т. п. Минусы: обучение проходит медленно и малоэффективно.

Посещение интернационального детского сада со смешанным контингентом и углубленным изучением английского – наиболее эффективный из доступных методов. Возраст – от 2,5 лет. Изучение языка ведется по специально разработанной программе и под руководством квалифицированных специалистов. Помимо общения с преподавателем, ребенок вынужден общаться с детьми, владеющими иностранным языком. Минус: доступны такие сады узкому кругу желающих и имеются пока только в крупных городах.

Практика показывает, что для многих родителей занятия английским языком с ребенком ограничиваются привитием «чувства языка». Однако просмотр мультиков, разучивание песенок, стишков, счета и цветов к овладению языком имеют отдаленное отношение. На языке нужно говорить, даже самые первые шаги в изучении – это уже диалог: «Hello. My name is Sasha. What's your name?» Безусловно, можно водить ребенка на игровые занятия, слушать песни и смотреть мультфильмы, но делать это для тренировки памяти и расширения кругозора, понимая, что язык ребенок таким образом не выучит.



Материал опубликован: Журнал «МамаПапаДети» #2 (8) Февраль 2011 год

Читайте далее: Синдром третьей четверти





Новости

Фестиваль «Золотая Черепаха» – крупнейший культурный эколого-просветительский проект в мире
Москва, Экспоцентр,
14 октября – 5 ноября 2017 года

Большая наука за школьной партой – «День биотехнологий» прошел 19 октября 2017 года в московской школе №2098



Соляная комната


Мы на Facebook
Мы Вконтакте

Добавить в Twitter
  • Журнал МамаПапаДети Апрель 2013
  • Дети от 6 до 9
  • Детское питание
  • Игры и игрушки
  • Ребенок от 0 до 3 лет
  • Дети от 3 до 6 лет
Реклама:
© «МамаПапаДети», 2010-2017. Журнал для современных родителей
Мнение редакции не всегда совпадает с мнением авторов. Медицинские советы на сайте носят рекомендательный характер, для учета индивидуальных факторов в лечении и профилактике необходима консультация врача.
Рукописи и материалы, присланные в редакцию, не рецензируются и не возвращаются. Перепечатка и любое использование материалов журнала возможны только с письменного разрешения редакции.
  Контакты
Наши партнеры
Рекламодателям
Конкурсы
Колонка редактора
Карта сайта