Понимание и внимание - секрет дружной семьи | ||||||||
Мама В приятном положенииЖенское здоровьеНа приёме у врачаПосле родовКоротко о главномСоветы психологаМатеринский опытЮридическая консультация В движенииСалон красотыПравославная семьяКультурный досугМамина кухняПутешествуем вместеНовый год
Дети Дети от 0 до 3Дети от 3 до 6Дети от 6 до 9Дети от 10 до 14Детское питаниеКонсультация врачаСоветуют специалистыБезопасность детейДетский садШколаВоспитание личностиДетское творчествоБабушки и дедушкиИгрушкиЧто читаемПросто дети |
Привычка или невроз?Наталья Барложецкая Являются ли вредные привычки симптомами невроза? Можно ли лечить привычку? Как отличить привычку от невроза? Эти и многие другие вопросы волнуют родителей, которые впервые столкнулись с навязчивыми, постоянно повторяющимися, неконтролируемыми действиями своих детей. В быту подобное поведение принято относить к вредным привычкам, но это не всегда правомерно. В каждом конкретном случае навязчивые действия могут быть как симптомом неврологической патологии, так и закрепившейся в поведении ребенка привычкой. Наиболее часто встречаются следующие навязчивые действия и непроизвольные движения неврологического характера, которые могут восприниматься окружающими как привычка: постукивание пальцами по столу; повторяющиеся движения рук и ног; зацикливания в движениях туловища; тики лица, тики плечевого пояса, постоянное стремление вымыть руки, обнюхивание рук, «страсть» к наведению порядка, ритуализация действий и др. Для навязчивых действий характерно отсутствие определенных стартовых механизмов, т.е. выявить конкретную причину, источник появления подобного действия невозможно. Они чаще всего возникают как способ справиться с повышенным нервным напряжением. Это защитная реакция организма на длительную стрессовую ситуацию. Причины возникновения повышенного нервного напряжения у детей разнообразны: • неблагоприятное течение беременности и родов; • недостаточный период кормления; • раннее разлучение с матерью; • нестабильная, конфликтная обстановка в семье; • недостаток физического контакта, поддержки и ласки со стороны родителей; • переезд, изменение места и условий жизни; • излишнее давление на ребенка, высокая физическая и психическая нагрузка; • стресс и любая неблагоприятная, небезопасная для внутреннего ощущения ребенка среда существования. При длительном протекании повышенное нервное напряжение приводит к истощению нервной системы и возникновению неврозов. Неврозы – группа нервно-психических обратимых заболеваний, обусловленных психическим перенапряжением, возникающим преимущественно у лиц со слабой нервной системой. Неврозы можно разделить на общие и системные. К общим неврозам относятся истерия, невроз навязчивых состояний, невроз страха, депрессивный невроз и др. В группу системных неврозов входят заикание, тики, расстройства сна, отсутствие аппетита, энурез и т.д. Неврозы грозят в первую очередь непосредственным, эмоциональным, впечатлительным детям. Внешне проявления неврозов у детей многообразны и не имеют четких отличительных признаков. В целом можно отметить такие симптомы, как тревожность, обидчивость, ранимость, повышенная чувствительность к стрессам, возбудимость, раздражительность, плаксивость, высокая утомляемость, ухудшение памяти, неспособность сконцентрироваться, нарушения сна, сердцебиение, потливость, ухудшение аппетита, непереносимость яркого света, громких звуков, навязчивые мысли, страхи. Появившись в период протекания невроза, непроизвольные действия и движения могут закрепиться в поведении ребенка, перейти в разряд «привычки» и сопровождать его даже после окончания лечения. Привычка – это усвоенное действие, ставшее автоматизированным и осуществляемое без особых усилий. Привычка заложена в нас природой. Принято разделять привычки на здоровые и вредные. Все вредные привычки, как и навязчивые действия, имеют под собой одну основу – это способ снятия внутреннего нервного напряжения, благодаря которому малыш достигает успокоения. В некоторых случаях привычка может выступать как один из возможных симптомов невроза. Для привычки характерно наличие четкой причины её возникновения. Если внимательно понаблюдать за ребенком, можно выделить конкретную ситуацию, которая чаще других провоцирует нежелательное поведение. Зачастую исключение этих провоцирующих ситуаций приводит к тому, что ребенок полностью забывает о своей плохой привычке. Рассмотрим самую распространенную детскую привычку – сосание пальца. Радость от сосания детки получают с самого рождения, когда их прикладывают к маминой груди, дают соску-бутылку или даже пустышку. Эта процедура ассоциируется у крохи с комфортом и безопасностью, малыш посредством сосания не только утоляет голод, но и успокаивается, получает двойное удовольствие от еды и близости мамы. Этот механизм успокоения закрепляется в нашем сознании, сохраняется и проявляется в старшем возрасте практически без изменений. Дети дошкольного и школьного возраста используют для успокоения в стрессовых ситуациях «сосание» подручного материала – палец, карандаши, завязки кофточек и пр. Удалите источник стресса, и в большинстве случаев привычка исчезнет сама. Лучший способ избавиться от вредной привычки – заместить её здоровой, полезной. Примеры позитивного замещения: • хрустит костяшками пальцев – займите руки полимерной глиной, кистевым эспандером или четками; • теребит края одежды, накручивает и выдергивает пряди волос – постарайтесь увлечь ребенка вязанием, плетением фенечек, макраме и т.д.; • раскачивает туловище взад-вперед, вправо-влево, стучит ногой, качается на стуле – предложите заняться йо-йо, подарите каучуковый мячик и т.п.; рекомендуется также заняться цикличным видом спорта (теннис, сквош, бег, плавание, легкая атлетика, триатлон, велосипед, лыжи); • барабанит кончиками пальцев – предложите чеканку, игру на музыкальных инструментах. Читайте далее: Ребята и зверята |
Актуальное:
| ||||||
|