МамаПапаДети - Журнал для современных родителей Понимание и внимание - секрет дружной семьи

В семье растёт аналитик

Янина Тифэрэт, психолог, тренер по личностному росту

Что из себя представляет "аналитический склад ума"? Плохо это или хорошо? Об этом пойдёт речь в этой статье. Родители 5-летнего Феди Корниенко были в шоке, когда узнали от детского психолога местной поликлиники, что их ребёнку поставили диагноз замедленного развития. Тогда они обратились в другую, но уже платную поликлинику, где им подтвердили диагноз. Сказать, что родители маленького Феди были в отчаянии - это как ничего не сказать.

В семье растёт аналитик А началось всё с того, что однажды воспитательница детского садика Галина Прокофьевна пожаловалась родителям Федора на то, что он задаёт много вопросов, и, когда у маленького Феди что-то спрашивают, например, собрал ли он свои игрушки, то он слишком долго решается, что ответить. С первого раза он не понимает, что ему сказали делать, приходилось повторять снова и снова до тех пор, пока Федя не получал очень подробное объяснение, как это делать.

Спустя год родители нашли объявление в газете о том, что к ним в город приезжает детский психолог, который славился своими успехами в области лечения детских психологических травм. Нина Васильевна, мама Феди, созвонилась с врачом по телефону, рассказала о случившемся с её ребёнком несчастье, и они договорились о встрече.

Доктор поговорил с Федей и понял, что у него нет никаких отклонений, у него нормальное развитие, просто мальчик обладает аналитическим складом ума. Родители не знали, радоваться им или нет, но психолог их успокоил, и сказал, что к таким детям нужен особый подход и из такого ребёнка можно вырастить прекрасного преподавателя или на все руки мастера.

Юные аналитики – кто они?

В отличие от своих сверстников, представителей других типов мышления, детей с аналитическим типом обработки информации отличает более медленная психика. Что, впрочем, компенсируется сосредоточенностью на занятии и основательным подходом: за что бы ребёнок ни взялся, делает он это аккуратно и качественно. К примеру, начал собирать самолётик - пока не справится, ничем другим заниматься не станет, пусть и займёт это несколько часов. Рисует картинку - пока не разукрасит каждую детальку рисунка, не остановится.

Ребёнок-аналитик обладает врожденной аккуратностью. Если же его постоянно отвлекать, препятствуя нормальному развитию, то это свойство может изменить свою полярность, и из ребёнка вырастет патологический «грязнуля». Проявится это состояние как в его внешнем поведении, так и в психических процессах. Ребёнок-аналитик постоянно будет говорить противные вещи с жутким смыслом. И кстати, первый сигнал о неправильном поведении матери в отношении такого ребёнка - это запор и другие расстройства работы желудочно-кишечного тракта.

Аналитика необходимо приучать к порядку с самого детства. Он, по своей природе, будет счастлив помочь вам с рутинными домашними обязанностями, такими как уборка комнаты, помощь по хозяйству, выгул животных. Только не забудьте поблагодарить и похвалить вашего ребёнка за его усердие. Погладьте его по голове, улыбнитесь и скажите: «Какой ты у меня молодец! Такой аккуратный...»

Эти дети действительно нуждаются в похвале и признании. Если же в детстве им этого будет не хватать, то, став взрослыми, они будут компенсировать это чрезмерным сарказмом. Часто на лице у таких людей словно застывает выражение вечного упрёка и постоянная готовность к обиде. Это затрудняет общение с ними - в такой коммуникации так и сквозит невысказанное «мне недодали».

При некоторых обстоятельствах состояние обиды может настолько обостриться, что человек, дабы сбалансироваться, станет проявлять прямо-таки садистские наклонности в отношении других людей и животных. Именно такие, уже обиженные дети-аналитики, начинают отрывать лапки насекомым и издеваться над животными.

Ограничение в похвале в отношении детей-аналитиков можно использовать и как наказание за непослушание. Естественно, в разумных пределах. А вот от физических наказаний нужно отказаться вовсе, если не хотите травмировать психику ребёнка на всю жизнь.

Секреты воспитания

В процессе обучения давайте ребёнку-аналитику читать самую разнообразную литературу. Ведь задача и видовая роль человека с аналитическим мышлением - это накопление информации и её передача другим членам социума. До завершения периода взросления аналитики накапливают информацию, после чего начинают передавать ее другим.

У аналитиков имеются очень полезные черты характера, способствующие накоплению опыта – это идеальная память и усидчивость. Чем лучше ребёнок-аналитик сможет развить все свои черты характера до начала полового созревания, тем большего уровня профессионализма он добьётся в старшем возрасте. Поэтому только от вас зависит, насколько сможет развиться ваш ребёнок.

Кроме того, ни в коем случае не отмахивайтесь от вопросов своего аналитика. Если он что-то спрашивает, объясняйте доходчиво, так, чтобы малыш смог усвоить всю информацию, разложив её по полочкам. Аналитик систематизирует всю поступающую информацию, отображая её в виде некоей ментальной таблицы. Ваша задача помочь ребёнку сформировать максимально подробную картину мира, наполнив её энциклопедическими сведениями обо всех уровнях мироустройства.

Аналитики – довольно нерешительные люди. Поэтому их нужно подталкивать к совершению поступков и принятию решений, постоянно давать что-то читать, не оставляя их мозг без пищи для размышлений.

Как уже было сказано выше, похвала и признание такому ребёнку просто необходимы, но и здесь кроется определенная опасность. Не стоит слишком хвалить ребёнка за то, что он и так уже давно и успешно делает. Существует риск, что у него выработается комплекс “хорошего мальчика/девочки” от избыточной похвалы. И впоследствии, во взрослой жизни такой человек станет выпрашивать похвалу у окружающих всем своим поведением.

Ребёнок-аналитик впитывает информацию, как губка, при этом её ценность и качество не имеют значения. Такой ребёнок часто сидит за одним столом с взрослыми, внимательно слушает их разговор и всё-всё запоминает. Нередки случаи, когда этот ребёнок сам встревает в диалог и поправляет взрослых: “Мам, самое высокое дерево - это секвойя, а не кедр, я про это читал в энциклопедии”. Услышав какой-либо факт всего один раз, он вполне способен его запомнить и в дальнейшем применять его.

Имеющий природную тягу к правде и справедливости, он не умеет и не желает скрывать и утаивать информацию, а передает её, как есть, то есть так, как он её услышал. Если вы его попросите соврать, то он, скорее всего, послушается. Но при этом заранее предупредит собеседника, что его попросили сказать неправду. Поэтому, если у вас есть что скрывать от других людей, скрывайте это и от своего ребёнка-аналитика: обман - слишком серьезная психическая нагрузка для него.

Создайте в семье нравственную экологию, не злословьте, не обсуждайте окружающих, используйте чистую, правильную речь. Не заставляйте ребёнка поступаться своей природой, вынуждая к большому или малому обману, да даже просто к сознательным умолчаниям. Аналитику непонятно, почему в одном случае ему предлагают промолчать, а в другом нет, когда его природа приказывает всегда говорить правду, правду и только правду - при любых обстоятельствах. Ведь нельзя выполнить видовую роль передачи информации во времени, если ты врунишка.

Роль мамы - особая

Огромную роль в жизни ребёнка с аналитическим мышлением занимает Мама. Именно так - с большой буквы! Больше, чем другим детям, ему свойственны уважение и привязанность к матери. Дети-аналитики привязаны к маме, так как она для них – гарант сытости и защиты от внешнего воздействия. Они берут пример с мамы, копируя её модель поведения, поскольку своего опыта у них ещё нет.

Маленькие аналитики настолько зависимы от матери, что боятся принимать без неё сколь-нибудь важные решения. Боятся оказаться в ситуации, где нужно реагировать без подготовки, без страховки. Для аналитика мать - это как инструкция, где чётко расписано, в какой ситуации как поступать. Поэтому желательно максимально соответствовать подобию инструкции для малыша и всё-всё в мельчайших подробностях ребёночку объяснять, не раздражаясь на его природную дотошность. Ваши объяснения - это именно тот опыт, на который будет опираться аналитик в дальнейшей жизни.

Не стоит торопить ребёнка-аналитика, если он на чём-либо сосредоточен. Такие «поторапливания» грозят замедлением движения его психики вплоть до ступора. И в дальнейшем начало любого дела будет для него огромным стрессом.

Один из тяжелейших вариантов - это когда у аналитика настолько всеобъемлющая обида на мир, что он делает вывод: “Жизнь не удалась”. А поскольку начать заново жить невозможно, он впадает в состояние “доживания”. В формировании этого негативного сценария огромная роль отведена именно матери - с неё, как правило, и начинается обида такого масштаба.

Правильно воспитанный ребёнок с аналитическим складом ума - настоящий подарок для родителей. Послушный в детстве, прилежный и воспитанный (если все условия для развития созданы), такой ребёнок практически не нуждается в контроле, он всё сделает сам: сам уберёт в комнате, сам сделает уроки и принесёт на проверку.

Он не будет от вас что-то скрывать и утаивать, так как враньё противоречит всей его природе, поэтому ничего додумывать за него не требуется. Задаёте прямые вопросы - получаете прямые ответы. Будьте уверены, что ребёнок, воспитанный в рамках семейных ценностей, пронесёт их через всю свою жизнь, одаривая родителей заботой и вниманием. Если вы всё сделали правильно, то такой ребёнок, без сомнения, сможет стать вам опорой в старости.

Если Вы обнаружили, что у Вас ребёнок-аналитик, в первую очередь, не стоит ппаниковать: ваше дитя может стать мастером на все руки, профессионалом в определённых областях деятельности, если Вы будете соблюдать описанные в статье рекомендации. К сожалению, объёма статьи не хватит, чтобы рассказать про все особенности ребёнка с аналитическим мышлением. Зато Вы можете обратиться к профессионалу, ориентированному на последние тенденции в детской психологии — он даст вам гораздо более подробные индивидуальные рекомендации по воспитанию маленького аналитика.

Пусть Ваш ребёнок приносит Вам только счастье и радость от жизни!



Материал опубликован: Журнал «МамаПапаДети» #4 (28) Апрель 2013

Читайте далее: «Послушай, что я говорю!»





Новости

Фестиваль «Золотая Черепаха» – крупнейший культурный эколого-просветительский проект в мире
Москва, Экспоцентр,
14 октября – 5 ноября 2017 года

Большая наука за школьной партой – «День биотехнологий» прошел 19 октября 2017 года в московской школе №2098



Мастерская для родителей


Мы на Facebook
Мы Вконтакте

Добавить в Twitter
  • Журнал МамаПапаДети Апрель 2013
  • Дети от 6 до 9
  • Детское питание
  • Игры и игрушки
  • Ребенок от 0 до 3 лет
  • Дети от 3 до 6 лет
Реклама:
© «МамаПапаДети», 2010-2017. Журнал для современных родителей
Мнение редакции не всегда совпадает с мнением авторов. Медицинские советы на сайте носят рекомендательный характер, для учета индивидуальных факторов в лечении и профилактике необходима консультация врача.
Рукописи и материалы, присланные в редакцию, не рецензируются и не возвращаются. Перепечатка и любое использование материалов журнала возможны только с письменного разрешения редакции.
  Контакты
Наши партнеры
Рекламодателям
Конкурсы
Колонка редактора
Карта сайта