МамаПапаДети - Журнал для современных родителей 30 июня 1908 года упал Тунгусский метеорит

Учите детей думать!

Замечали ли вы, что как, бы ни старались родители уберечь ребёнка от всевозможных опасностей, дети всё равно попадают в различные переделки? Правда, одни почему-то отделываются мелкими ссадинами, а другим всенепременно требуется серьёзная помощь. И дело здесь вовсе не в человеческой натуре, как скажут некоторые, а исключительно в словах, которые мы говорим детям об окружающем мире.

Базовая потребность

Если задуматься, потенциальных опасностей вокруг детей просто море. И мало создать условия для исключения большинства опасностей, надо ещё уметь рассказывать ребёнку о них так, чтобы в критический момент у него появилась защитная реакция, чтобы он остановился, подумал и решил, как действовать. Другими словами, безопасность – это знания, умения и навыки, это, если хотите, привычка, которую, ради здоровья и безопасности ребёнка, родители должны своему чаду привить.


Конечно, многое приходит с опытом, но для того, чтобы узнать, что утюг горячий, а нож острый, совсем не обязательно подсовывать под них пальцы. Тем более, что КАЖДЫЙ маленький ребёнок – существо осторожное и осмотрительное. Посмотрите, как осторожно малыши пробуют новую пищу, как внимательно приглядываются к незнакомцам, как консервативны в выборе маршрутов, по которым делают свои первые шаги. Поэтому задача родителей сохранить это осторожное отношение к миру, не впадая при этом в крайности.

Умная голова – мудрое тело

Самое главное, чему должны учить родители ребёнка – это думать! Мало закалить ребёнка, его надо научить соотносить температуру окружающего воздуха и состояние своего организма, мало научить ребёнка падать – не менее важно научить, как сделать так, чтобы не упасть. Сталкиваясь с какой-то критической ситуацией, мозг человека даёт телу команды, на которые оно мгновенно реагирует. А команды идут из подсознания, следовательно, наша задача как родителей – заполнить подсознание правильным содержимым.

Как мы заботимся о детях?

В вопросах безопасности всех заботливых родителей можно условно разделить на три группы. Одни в стремлении обезопасить ребёнка ото всего на свете с рождения малыша всячески ограждают его ото всего негативного. Подрастая, такие дети демонстрируют прекрасную осведомлённость в том, что делать нельзя, и совершенно теряются, когда жизнь ставит перед ними вопрос «А как сделать так, чтобы было и можно, и безопасно?». Типичный признак таких родителей – это постоянные «нельзя» в лексиконе. Да, у каждого ребёнка должен быть определённый список жёстких запретов («Никогда нельзя садиться в чужие машины!», «Никогда нельзя одному купаться в незнакомом месте!», «Никогда нельзя открывать чужим людям!» и т. д.), но если «нельзя» касается буквально всего, то, оказавшись в сложной ситуации, такой ребёнок не сможет найти выход из неё.

Второй тип родительской заботы о безопасности ребёнка – это стремление не только запрещать, но и объяснять, почему то или иное действие может иметь плачевные последствия. Правда, нередко родители такого типа забывают, что ребёнку надо не только объяснять, почему что-то не следует делать (хотя это правильно и похвально), но и помогать находить правильный алгоритм действий, если ребёнок в неприятную ситуацию всё же попал. Если даже часть «так не надо, потому что» родители из этой категории заменят на «надо так», это существенно поможет ребёнку в будущем.

И, наконец, третий тип родителей – это мамы и папы, с младенчества закладывающие в своих детях модели безопасного поведения. Они не задерживаются на запретах и не жалеют времени на объяснение того, как следует поступить в той или иной ситуации. Детям таких родителей чуждо чувство «дворового коллективизма» – добравшись до подросткового возраста, они не будут «за компанию» прыгать с крыш и пробовать сомнительного качество спиртные напитки, потому что с детства приучены думать своей головой о последствиях своих поступков.

Но к какому бы типу родителей ни относились лично Вы, помните, что абсолютно всё сказанное Вами ребёнок будет сравнивать с Вашими же действиями. Если вы настаиваете на том, чтобы ребёнок ел пюре из брокколи, запрещая ему «небезопасный для здоровья картофельфри», и при этом поглощаете чипсы, или говорите ребёнку о правилах дорожного движения и вместе с ним «изредка» перебегаете дорогу в непредназначенных для этого местах, ни о каком воспитании базового чувства безопасности речь не может идти. Даже если вы это делаете не специально, а «по привычке», сути дела это не меняет. Найдите в себе силы ради безопасности собственных детей сменить свои потенциально опасные привычки на безопасные! Конечно, случается, когда дурные привычки исчезают в мгновение ока, но таких «особых» случаев и врагу не пожелаешь.

Прививать ребёнку навыки безопасности – это как строить по кирпичику дом. Если кирпичи уложены должным образом в нужное место и в нужное время, дом будет стоять крепко десятилетия.



Читайте далее: Ребенок-аналитик





© «МамаПапаДети», 2010-2021. Журнал для современных родителей
Мнение редакции не всегда совпадает с мнением авторов. Медицинские советы на сайте носят рекомендательный характер, для учета индивидуальных факторов в лечении и профилактике необходима консультация врача.
Рукописи и материалы, присланные в редакцию, не рецензируются и не возвращаются. Перепечатка и любое использование материалов журнала возможны только с письменного разрешения редакции.
  Контакты
Наши партнеры
Карта сайта