Понимание и внимание - секрет дружной семьи | ||||||||
Мама В приятном положенииЖенское здоровьеНа приёме у врачаПосле родовКоротко о главномСоветы психологаМатеринский опытЮридическая консультация В движенииСалон красотыПравославная семьяКультурный досугМамина кухняПутешествуем вместеНовый год
Дети Дети от 0 до 3Дети от 3 до 6Дети от 6 до 9Дети от 10 до 14Детское питаниеКонсультация врачаСоветуют специалистыБезопасность детейДетский садШколаВоспитание личностиДетское творчествоБабушки и дедушкиИгрушкиЧто читаемПросто дети |
Без имениБЕЗОПАСНОСТЬ ДЕТЕЙ Яна Дмитриева «Очкарик», «толстый», «ботан» – эти слова знакомы абсолютно каждому. В редком детском коллективе нет детей, чьё имя из-за насмешек сверстников уступило место обидному прозвищу. Как быть, если подобное случилось с вашим ребёнком или если в его рассказах некоторые дети фигурируют только под прозвищами? Отверженные и остальныеДля начала попробуем разобраться в природе травли ребёнка в коллективе. В любой группе детей, среди которых наблюдается подобное явление, существует четкое распределение ролей: зачинщики, преследователи, жертва, сторонние наблюдатели и реже – защитники жертвы. В роли зачинщиков, как правило, выступают дети, которым не удаётся добиться желанной славы ни своими личными качествами, ни своими успехами в учёбе, спорте, творчестве. В основе преследования других детей у зачинщиков лежит желание самоутвердиться и выделиться среди остальных. Толкать их на это может как комплекс собственной неполноценности, который они пытаются скрыть за комплексом превосходства (в этом случае вы можете заметить в ребёнке такие черты, как надменность, самодовольство, высокомерие), так и чувство собственного превосходства над другими, в основе которых – недопустимая позиция родителей, с ранних лет пытающихся привить ребёнку ощущение собственной исключительности. Исходя из вышесказанного, инициаторами травли могут стать: дети, стремящиеся любой ценой быть в центре внимания; дети, ищущие жертву для самоутверждения; дети, испытавшие на себе комплекс жертвы в другом детском коллективе; дети, привыкшие относиться к окружающим с чувством превосходства; эгоцентрики, не умеющие сочувствовать окружающим, ставить себя на место других; максималисты, не желающие идти на компромиссы. Жертвами нередко становятся дети, в которых есть нечто, отличающее их от остальных. Это могут быть и особенности внешности, и особенности речи, и состояние здоровья, и успехи/неуспехи в учебе, и чрезмерная опека родителей, и уровень развития коммуникабельности. Дети-жертвы могут отличаться как невысокой, так и завышенной самооценкой. При этом такие дети часто отрицают собственную ответственность за происходящее (чего бы она ни касалась), не пытаются найти самостоятельно выход из ситуации, не умеют адекватно реагировать на неприятности в жизни, тем самым провоцируя обидчиков на еще более высокую степень проявления агрессии. Все это, как вы понимаете, тоже лишь проявление неправильной позиции родителей, в результате которой у ребёнка сложилось такое деформированное отношение к себе и миру вокруг. Однако между зачинщиками и отверженными не существовало бы такого серьезного конфликта, если бы в детском коллективе не были так сильны позиции преследователей и сторонних наблюдателей. Первые с удовольствием смеются над неудачами изгоя, подхватывают обидные прозвища, прячут вещи, не желают принимать отверженных в свои игры. Причём делают они это не потому, что испытывают в этом потребность сами, а потому что, так делает Вася (Петя, Маша), с которым ребёнок, мягко говоря, просто боится связываться. Большинство этой группы, как правило, составляют внешне благополучные дети, которые предпочитают «быть как все»: «Все обзывались, и я обозвал, все толкали, и я толкнул». Подчас дети из этой группы просто не задумываются над происходящим, они лишь участвуют в общем веселье. «Что чувствовал в этот момент твой одноклассник? Представляешь ли ты, как ему было обидно и страшно?» – подобные вопросы не приходят этим детям в голову. Нередко дети-преследователи принимают участие в травле в надежде заслужить расположение тирана, чтобы самому не оказаться на месте жертвы. А кто-то участвует в подобных историях просто из-за скуки. Психологи выделяют следующие характеристики детей-преследователей: – легко поддаются влиянию окружающих; – всегда стремятся следовать неким правилам; – не признают свою ответственность за происходящее; – подвержены жесткому контролю со стороны родителей; – эгоцентричны (не умеют ставить себя на место другого); – не уверены в себе; – трусливы. Говоря о детях – сторонних наблюдателях, нельзя не отметить, что они, предпочитая оставаться в стороне от конфликта, по большому счету, ничем не отличаются от преследователей, поскольку своим молчанием поощряют травлю, никак не препятствуя ей. Хотя нередко именно среди этой категории встречаются по-настоящему добрые и отзывчивые дети, которые, будь они немного посмелее, смогли бы пресечь поведение агрессивных одноклассников. Именно таким детям адресована книга «Украденные имена», вышедшая этой весной в издательстве «КомпасГид». И, наконец, самая немногочисленная, а порой и отсутствующая группа – это защитники. Иногда появление в детском коллективе защитника способно в корне изменить ситуацию – большинство преследователей оставляют изгоя в покое, конфликт сходит на нет. Но нередко и сам защитник жертвы становится жертвой, особенно в тех случаях, когда взрослые вместо того, чтобы поддержать защитника, полностью перекладывают на плечи смельчака миссию по урегулированию конфликта. Чем привлекательны клички?Действительно, почему дети так охотно повторяют обидные слова? Прежде всего, их привлекает та эмоциональность, с которой эти слова произносят окружающие. Человек, который обзывается, «излучает» самоуверенность, бесстрашие. Во-вторых, с помощью кличек детям легче делить группу на «своих» и «чужих». Однако это не значит, что не надо пресекать попытки ребёнка рассказывать о других, используя прозвища. Да и взрослым следует контролировать свою речь. Ведь нередко мы сами даем прозвища своим близким и друзьям, пусть порой и совсем безобидные. Но если в среде взрослых прозвища могут иметь определенное символическое значение, а их носители порой даже гордятся своим «вторым именем», то для ребёнка одинаково обидно прослыть среди сверстников «жирафом» или «тупицей». Что делать?Избежать появления дразнилок в детском коллективе почти невозможно, но бороться с ними необходимо. Во-первых, старайтесь пресекать случаи, когда ваш ребёнок говорит о другом человеке, не используя его имя. Если ребёнок продолжает рассказывать о знакомом, называя его только по прозвищу, попытайтесь выяснить причину, по которой это происходит, объясните, что подобная участь может выпасть и на его долю, окажись он в другом детском коллективе. Во-вторых, соберите взрослый семейный совет и попытайтесь понять, какие внутрисемейные причины могли спровоцировать вашего ребёнка на такое поведение: согласитесь, не очень-то приятно осознавать, что твой ребёнок – зачинщик, преследователь или сторонний наблюдатель, ведь каждая из этих позиций – это отражение неблагоприятной обстановки в семье. Помните, что ребёнок, который взял на себя роль преследователя или наблюдателя, в будущем рискует остаться безвольной пешкой в руках более сильных и предприимчивых. А постоянный страх оказаться на месте жертвы способствуют снижению самооценки, потере уважения к себе. Если ваш ребёнок сам является зачинщиком, то это серьезный повод задуматься над тем, насколько серьезны его комплексы, о которых мы говорили выше, и не следует утешать себя мыслью, что ваше милое дитя было всего лишь спровоцировано. Безнаказанность развращает и впоследствии доводит до беды. Если же ваш ребёнок сам оказался в роли жертвы, следует для начала понять, какие ваши ошибки послужили причиной того, что он потерял уверенность в себе, и, конечно, поговорить с ребёнком о том, как можно и нужно реагировать на обзывания. Вот краткий перечень возможных советов: Не обращай внимания! Сделать это довольно сложно, но в некоторых случаях эффективно. Например, ребёнок должен не реагировать на обращение и делать вид, что не понимает, к кому обращаются, пока одноклассник не позовёт его по имени. Отреагируй нестандартно! Тиран всегда ожидает получить от жертвы определенную реакцию (обиду, злость и т. д.), но необычное поведение обзываемого практически всегда способно пресечь агрессию. Например, если ребёнка обзывают, искажая его «животную, птичью, рыбью» фамилию, то можно сказать: «А ты, оказывается, любитель зоопарков!» Объяснись! Посоветуйте ребёнку попробовать не бросаться на обидчиков с кулаками, а спокойно сказать им: «Я вас услышал! Но лично мне вам нечего не хочется говорить!» – и уйти. Отговорись! Этот способ хорошо работает у дошкольников и младших школьников. Знание «фольклорных» отговорок помогает ребёнку отразить словесную атаку и остановить нападающего. Вот лишь некоторые примеры отговорок: О, чучело! Приятно познакомиться, а меня зовут Кирилл! Кто обзывается – сам так называется! Шел крокодил, твоё слово проглотил, а моё оставил! Отговорки стоит произносить спокойным, доброжелательным тоном, стремясь свести всё к шутке. На заметку взрослымИ родителям, и учителям следует помнить, что о классе, в котором принято «отсутствие имён», нельзя говорить как о коллективе. И банальный перевод жертвы из одного класса в другой проблемы не решит. Когда уйдет тот, кого травят, в классе появится новая жертва, так как это единственно возможный способ построения взаимоотношений, усвоенный детьми. Поэтому кем бы ни был ваш ребёнок – зачинщиком, жертвой, преследователем или наблюдателем – поговорите с ним об этой проблеме прямо сейчас, взяв в помощники книгу. «А кто ты – жертва, свидетель или преследователь?» – именно с этих слов начинается книга испанского писателя и художника Тассиеса «Украденные имена». Это книга об одиночестве ребёнка, который со звонком с уроков ждёт, пока остальные разойдутся, который уверен, что летающие по раздевалке брюки – его, который воспринимает школу как новый срок наказания. Ребёнка, которого никогда не зовут по имени. Потому что имя у него украли в школе. Его зовут зубрилой – потому что он внимательно слушает учителя, трусом – потому что не дает сдачи. Пронзительная и честная книга понятным для ребёнка языком говорит о том, что каждый из нас является жертвой, преследователем или, что еще страшнее, наблюдателем. И что только от нас самих зависит, станет ли «зубрила» вновь Настей, «плакса» – Никитой, «жирдяй» – Федей… Спонсор проекта: ИД «КомпасГид» Читайте далее: Конец учебного года: как победить усталость |
Актуальное:
| ||||||
|