Понимание и внимание - секрет дружной семьи | ||||||||
Мама В приятном положенииЖенское здоровьеНа приёме у врачаПосле родовКоротко о главномСоветы психологаМатеринский опытЮридическая консультация В движенииСалон красотыПравославная семьяКультурный досугМамина кухняПутешествуем вместеНовый год
Дети Дети от 0 до 3Дети от 3 до 6Дети от 6 до 9Дети от 10 до 14Детское питаниеКонсультация врачаСоветуют специалистыБезопасность детейДетский садШколаВоспитание личностиДетское творчествоБабушки и дедушкиИгрушкиЧто читаемПросто дети |
Шагая к миру взрослых на рукахАлексей Марюков Можно сказать, что дети тоже идут по мосту, который ведет их в мир взрослых. По дороге к таинственному миру, они, если есть перила, могут радостно смотреть по сторонам, знакомиться с окружающим миром, набираться жизненной мудрости и опыта. Или, если перил нет, с ужасом переминаться с ноги на ногу, боясь сделать очередной шаг вперед. Перилами в детском путешествии служат четкие и понятные ребенку границы дозволенного в поведении, обозначенные взрослым, а мостом – авторитетные родители, которые оберегают и защищают малыша. На сегодняшний день в психологических исследованиях доказано – когда ребенку предоставляется абсолютная свобода, переходящая во вседозволенность, у него страдает эмоциональная сфера, увеличивается тревожность, развиваются невротические состояния. При отсутствии четких границ дозволенного (перил) ребенок все время живет как на иголках. В его жизнь возмездие за совершенные дела врывается совершенно внезапно, по непонятным и, как кажется, не зависящим от него причинам. Если же границы обозначены для ребенка четко и ясно, он чувствует себя уверенно. Он знает, когда можно действовать в абсолютной безопасности, когда – пощекотать себе нервы, пройдясь по лезвию родительского терпения, а когда – остановиться, поскольку какие-то нормы нарушать просто нельзя. Границы дозволенного для психического здоровья ребенка столь важны, что мы можем часто наблюдать, как ребенок пытается отыскать их. Вот Миша хватает кота за хвост, тот истошно вопит. Мама говорит: «Нельзя!» Миша, вроде бы, все понял и на секунду оставил бедное животное. Но вот он уже снова крадется к коту, украдкой поглядывая на маму. Точно ли нельзя? А может, если второй раз ухватить, то можно? Мише важно знать, насколько требование мамы работает, действительно ли ему необходимо повиноваться. Своим поведением он буквально нащупывает невидимые границы возможного поведения. А вот юная Александра. Она уже обратилась к маме и получила от ворот поворот. Теперь ластится в соседней комнате к папе. Неужели папа тоже запретит посмотреть телевизор? Обязательно нужно проверить на прочность всех членов семьи! Валентина выклянчивает сладенькое у дедушки в магазине. Дедушка говорит «нет». Но девочка бросается в слезы и привлекает всеобщее внимание: «Купи, ну, пожалуйста, купи!» Отстоит ли дедушка-фронтовик невидимые и обозначенные только что им же самим границы дозволенного или сдастся под напором молодости – вопрос, который интересует уже не только девочку, но и всех собравшихся в магазине. Как сделать так, чтобы все окружающие взрослые придерживались одинаковых и ясных требований по отношению к ребенку? И как добиться того, чтобы необходимые ограничения не ущемляли творчества, свободного проявления личности юного испытателя? При консультировании родителей и работе с дошкольниками у меня выработалось «правило пяти «нет», которое позволяет выстроить границы дозволенного для ребенка и договориться о них всем участвующим в воспитании малыша взрослым. Первое «нет» касается ситуаций, в которых ребенок может причинить физический вред своему здоровью. Например, малыш 2-3 лет грызет электропровод. Здесь необходимо реагировать мгновенно, раз и навсегда показать, что этого делать нельзя. В таких случаях можно даже шлепнуть по губам или по попе, соразмеряя, конечно, силу родительской заботы с возможностями малыша. Второе «нет» отсылает нас к ситуациям, когда ребенок причиняет физический вред другим людям. Опасные игры с острыми предметами, драки и плевки стоит отменить. Третье «нет» связано с необходимостью соблюдать элементарные правила этикета. В некоторых семьях дети крайне уважительно разговаривают с родителями, но позволяют себе грубить бабушкам, дедушкам или знакомым. Договоритесь, что позволительно и не позволительно делать членам семьи по отношению друг к другу в вашем доме и всегда придерживайтесь заведенных правил. Четвертое «нет» направлено на выполнение минимальных обязанностей, которые берет на себя каждый член семьи. Как правило, в три-четыре года дети рвутся помогать своим родителям по дому, выполнять взрослые обязанности. Если в этом возрасте вы будете постепенно подключать ребенка к уборке посуды, уходу за растениями, поддержанию чистоты в доме, то к пяти-семи годам многие навыки самообслуживания и помощи по домашнему хозяйству войдут у него в привычку и станут его «святым долгом». От ребенка можно будет требовать их выполнения. И, наконец, пятое правило, пятое «нет». Оно касается не детей, а взрослых. Часто родители позволяют себе вмешиваться в личное пространство ребенка: тискают, целуют или гладят малыша тогда, когда ему этого не хочется. Уважайте личную зону ребенка. Если ему не нравится, он пытается улизнуть, говорит «нет» или вырывается из объятий, в которые вы заключили его в порыве искренних чувств, – подчинитесь желанию малыша. Только относясь с уважением к правам ребенка, можно добиться внимания к своим правам и правам других людей с его стороны. Воспринимать установленные правила нужно серьезно, но иногда и их можно нарушить. Уже в древности у людей существовали часы и даже дни, когда святейшие табу ниспровергались и члены племени в опьяняющем экстазе, который может породить только расправа над запретным плодом, набрасывались на тотемное животное или теряли голову в безудержной пляске под бой барабанов. Заниматься шаманскими камланиями, сжигать соседей на капище или устраивать дионисийские оргии в домашних условиях, конечно, не стоит. Но кое-что нарушить все-таки можно. Возвращаясь домой с прогулки, вы можете заметить лужу, залезть в нее вместе с ребенком, измазаться грязью и завопить от удовольствия. Потом напасть на папу из-за угла. Оказавшись дома, попрыгать на кровати, вскарабкаться на шкаф, побить друг друга подушками и поползать на четвереньках. Ведь в выполнении правил и обязанностей должен иногда наступать перерыв. Придумайте условные сигналы, которые позволят вам начинать дурачиться и приступать к нарушению правил, а также возвращаться к обычной жизни. Например, договоритесь, что слово «стоп» будет обозначать мгновенное прекращение любой игры, когда у кого-то из участников исчезнет желание продолжать валять дурака. Однажды ко мне на занятие пришла девочка Катя, которая с порога заявила: «Я пони – душа прерий». Какое-то время это было интересно. Но потом стало невыносимо. Когда я говорил: «Катя!», – мне отвечали: «Я не Катя, я пони – душа прерий». Вместо того чтобы выполнять задание, девочка скакала как пони, топала как пони, ела как пони. Для того чтобы бесконфликтно вернуться к занятиям, пришлось прибегнуть к колдовству: «Раз, два, три (трижды волшебная палочка дотронулась до лба девочки), пони превращается в Катю!» После этого девочка вернулась к обычной жизни и уже нормально продолжила занятие. Когда-то в далекой канзасской степи разгулялся такой ветер, что подхватил маленький домик, в котором жила девочка Элли, и унес в неизведанные края. По дороге, ведущей к миру взрослых, вообще частенько гуляют сильные ветра. И ребенок не всегда может справиться с ними самостоятельно. Родитель очень поможет своему сыну или дочери, если не только четко обозначит границы дозволенного, но и даст понять, что у каждого человека существуют границы собственных возможностей. Ребенок, например, может не иметь сил и опыта справиться с компанией старших детей, навязывающих наркотики, табак или алкоголь, пугающей информацией, исходящей от СМИ, опасными ситуациями, возникающими при общении со взрослыми. Во всех этих случаях необходимо уметь обратится к взрослому за помощью. Создайте в семье атмосферу взаимодоверия и покажите, что вам можно доверять, на вас можно положиться. Это обезопасит жизнь вашей семьи. Итак, любите своего ребенка. Обозначайте четкие границы дозволенного в его поведении. Будьте всегда готовы протянуть малышу руку помощи. И никакие ветра не будут страшны вашему домику. А если он и улетит, то все равно обязательно приземлится. В Стране Изумрудного Города. Идти по высокому мосту не страшно. Обвеваемый всеми ветрами, продолжаешь смотреть на мир бодро и с оптимизмом, пока под ногами твердая опора, а между тобой и пропастью – перила, преграждающие путь вниз. Но стоит перилам исчезнуть, как по спине пробежит холодок, сердце застучит быстрее, а беззаботная прогулка превратится в экстремальное путешествие. Читайте далее: Воспитываем играя |
Актуальное:
| ||||||
|