МамаПапаДети - Журнал для современных родителей Понимание и внимание - секрет дружной семьи

Уроки физкультуры

Игорь Рязанцев

Неблагоприятная внешняя среда, нарушения пищевого режима, отсутствие должного уровня физической активности – вот лишь некоторые причины, негативно влияющие на уровень здоровья школьников. Чтобы наши дети стали хотя бы немного здоровее, с начала этого учебного года в учебные планы школ Москвы включён третий урок физкультуры в неделю. Но поможет ли это? Поделюсь своими личными размышлениями.

С одной стороны, у этого нововведения цели весьма благородные, но с другой, приходится признать очевидное: вряд ли дополнительная сдача нормативов по прыжкам через скакалку или козла добавит юным москвичам здоровья. По рассказам большинства родителей, с которыми мне довелось общаться, школьная программа по физической культуре в большинстве школ крайне неинтересная: игровых видов спорта, занимательных упражнений – минимум, а вот сдачи нормативов – хоть отбавляй. И что самое интересное, к последнему детей толком никто не готовит, поэтому те, кому природой не дано чувствовать себя королями на спортплощадке, вынуждены все школьные годы тихо ненавидеть уроки физкультуры. Хотя, конечно, всё зависит от учителей, среди которых редко, но всё-таки встречаются люди, понимающие, что далеко не все дети обладают физической одарённостью.

Уроки физкультуры

Зачем вообще такая физкультура?

Хотя я всячески стараюсь развивать у собственного ребёнка потребность в физической активности и при любой возможности отвечаю на желание дочери поиграть в бадминтон, покататься на коньках или лыжах и т. д., я против третьего урока физкультуры, потому что, на мой взгляд, дело не в количестве учебных часов, отведённых под данную дисциплину, а в том, чем наши дети на этих уроках занимаются. Почему-то до сих пор никто не поставил вопрос так, как его надо поставить: а зачем вообще нужны уроки физкультуры в школе?

Если для сдачи «норм» и стремления к новым результатам, то для этого, по-моему, существуют спортивные секции. Если для общей физической подготовки и обеспечения здоровья, то зачем тогда «сантиметры и секунды»? Не у всех длинные ноги, чтобы высоко прыгать и быстро бегать, не у всех сильные руки, чтобы закидывать мяч на необходимое расстояние, не все готовы лазать по канату из-за боязни высоты. Уверен, что среди ваших знакомых найдутся люди, которые в школьном возрасте проявляли феноменальные успехи, например, в катании на лыжах, но не могли перепрыгнуть через козла и из-за этого порой просто ненавидели уроки физкультуры. Гибкость, координация, умение плавать (не на секунды, а для себя), спортивные игры (не для голов, а просто погонять мяч с друзьями) – вот что действительно необходимо детям.

А беготня по залу в течение 45 минут и бесконечное «улучшение результатов по…» отобьют желание у кого угодно. Не последнюю роль в привитии детям основ физической культуры в стенах учебного заведения играет и готовность самой школы отвечать этим целям: ну как, скажите, можно кататься на лыжах, если школа стоит в центре города, как можно проводить уроки по плаванию, если ближайший бассейн находится в нескольких километрах от школы, и чтобы до него добраться и провести хотя бы 30 минут на воде, потребуется не сдвоенный, а строенный урок. О какой физической культуре может идти речь, если школа, к примеру, не оборудована душевыми и дети после урока вынуждены отправляться на следующие занятия потными? Поэтому лично я скорее против третьего урока физкультуры, но за модернизацию школ и развитие в них бесплатных спортивных кружков, куда берут всех детей. Принудиловкой здоровья не прибавишь.

Чего ещё боятся родители?

Как показал мой личный опыт общения с родителями других школьников, многих беспокоит не только бесполезность этого нововведения, но и увеличение в целом учебной нагрузки: если дополнительный час просто присоединится к учебному плану, то некоторые школы рискуют отказаться от пятидневки и вновь оставить для отдыха школьников только воскресенье. Если же этот час будет выкраиваться за счёт сокращения часов по другим предметам, значит, детям придётся уже самостоятельно добирать то, чего их лишили, а это опять же дополнительная нагрузка. Вряд ли нынешним перегруженным школьникам (я говорю о детях, которые по-настоящему учатся, а не просто проводят время в школе) необходима такая «забота» о здоровье.

Как и я, многие мои знакомые считают третий урок физкультуры непродуманным шагом и обыкновенной формальностью, на которую будут потрачены деньги из федерального и городского бюджетов. К тому же, появление в расписании дополнительного урока физкультуры неминуемо ведёт к увеличению нагрузки на учителей. И если педагоги многих школ этому наверняка будут рады, то что делать тем, у кого нагрузка и без того превышала все допустимые нормы? Сюда же относится и проблема загруженности спортивных залов: хорошо, если в школе таких помещений несколько, а как быть школам старой постройки, в которых спортивный зал один? Не проводить же уроки с двумя классами одновременно – о каком здоровье может идти речь, когда в зале занимается полсотни детей?

Конечно, время покажет, насколько эффективным будет данное нововведение. Но, может быть, прежде чем принимать программы, имеет смысл сначала прислушиваться к мнению родителей и стимулировать последних к занятиям физкультурой и спортом, потому что именно в семье формируется культура отношения к чему-либо, в том числе и к физической активности.



Материал опубликован: Журнал «МамаПапаДети» #9 (15) Сентябрь 2011 год

Читайте далее: Как пережить ссору?





Новости

Фестиваль «Золотая Черепаха» – крупнейший культурный эколого-просветительский проект в мире
Москва, Экспоцентр,
14 октября – 5 ноября 2017 года

Большая наука за школьной партой – «День биотехнологий» прошел 19 октября 2017 года в московской школе №2098



Мозаика для детей


Мы на Facebook
Мы Вконтакте

Добавить в Twitter
  • Папа может
  • Отцовский опыт
  • /papa/papiny-zametki/
  • Самостоятельные папы
  • Папины истории
Реклама:
© «МамаПапаДети», 2010-2017. Журнал для современных родителей
Мнение редакции не всегда совпадает с мнением авторов. Медицинские советы на сайте носят рекомендательный характер, для учета индивидуальных факторов в лечении и профилактике необходима консультация врача.
Рукописи и материалы, присланные в редакцию, не рецензируются и не возвращаются. Перепечатка и любое использование материалов журнала возможны только с письменного разрешения редакции.
  Контакты
Наши партнеры
Рекламодателям
Конкурсы
Колонка редактора
Карта сайта