МамаПапаДети - Журнал для современных родителей Понимание и внимание - секрет дружной семьи

Новый стандарт дошкольного образования

 

Новый стандарт дошкольного образования

1.7.2013
Продолжается общественное обсуждение проекта образовательного стандарта для дошкольников. Проект был опубликован Министерством образования и науки в середине июня. Новый ФГОС дошкольного образования даёт право регионам учитывать в образовании и развитии детей местную специфику. Педагоги должны получить возможность самостоятельной подготовки образовательной программы, а детские сады развивать профильные и тематические направления.



Продолжается общественное обсуждение проекта образовательного стандарта для дошкольников. Проект был опубликован Министерством образования и науки в середине июня и не вызвал оживлённой полемики в прессе и соцсетях, возможно потому, что родительские сообщества только-только успели вздохнуть после истерии сдачи ЕГЭ, а также в связи с традиционно ленивыми в смысле общественной активности летними каникулами.

Заявления ряда разработчиков ФГОС дошкольного образования декларируют сплошь позитивные перемены, которые должны произойти с введением стандарта в системе детских садов и развивающих центров. В частности, чиновники обещают снижение требований по заполнению форм бумажной отчётности, которое сейчас съедает до четверти рабочего времени воспитателей и сотрудников. Верится в это с трудом, поскольку последние десятилетия рост числа бумажных отписок и статистических анкет, форм, бланков, которые требовалось заполнять педагогам и воспитателям, происходил в геометрической прогрессии. Когда те же чиновники, что настаивали на обязательном и прежде всего бумажном отчёте за каждое воспитательское движение, улыбаясь, сообщают, что они в новом стандарте задали новые серьёзные и безбумажные тренды, поневоле закрадывается мысль о том, что эти тренды окажутся очередным барьером между конкретным воспитателем и ребёнком, отнимут ещё одну частицу времени педагога от непосредственной работы с малышами.

По мнению представителей Минобрнауки введение стандарта отразится как на педагогах, так и на детях, на семье. Но обещания вроде того, что "Семья станет реальным участником образовательного процесса" выглядят и воспринимаются несколько нелепо. Разумные родители уже сейчас являются достаточно реальными участниками, а подчас и организаторами, и спонсорами образовательных процессов. Не скрывают ли округло-бессмысленные формулировки чиновников очередной этап переложения на плечи родителей ответственности за всё, что происходит с ребёнком - в том числе и в стенах дошкольных образовательных учреждений?

В представленной версии нового стандарта сделан акцент на создание в дошкольных учреждениях условий для развития ребёнка. Основной задачей детских садов называется формирование среды, интересной для ребёнка. Эта среда позволяет ребёнку полноценно проживать дошкольный возраст, развиваться и переходить на следующий этап образования, в начальную школу с высоким уровнем знаний и мотиваций.

Всё это хорошо, конечно, но разве не так давно не были внесены изменения в СНиП, существенно ухудшившие допустимые нормы площади и объёма помещений дошкольных учреждений? Разве не звучали призывы к уплотнению детских садов? Разве не выскзывались тезисы о том, что детский сад не должен брать на себя роль образовательного учреждения, а быть лишь "камерой хранения" ребёнка? Славно, что чиновники перешли на иную риторику (хотя бы), но, может, прежде, чем начинать беспокоиться о новых трендах, построить детских садов в достаточном количестве?

Новый ФГОС дошкольного образования даёт право регионам учитывать в образовании и развитии детей местную специфику. Педагоги должны получить возможность самостоятельной подготовки образовательной программы, а детские сады развивать профильные и тематические направления. С одной стороны, это правильно, поскольку в столь многокультурном государстве невозможно выработать некий единый концепт, а если и попытаться, то эта затея неизбежно провалится. С другой, не превратится ли эта идея в очередной виток бесконечных переподготовок воспитателей, вынужденных отрываться от работы для прохождения очередных курсов с получением очередной филькиной грамоты?

Вопрос этот не праздный, поскольку в проекте дано прямое указание на компетенции, которые будут считаться необходимыми для работы педагогов. На основании стандарта должны будут скорректировать свои программы и образовательная система подготовки преподавателей, и системы повышения квалификации. Причём Минобрнауки собирается создать для этого дополнительные нормативные документы, например «Квалификационные характеристики педагога дошкольного образования».

Безусловно, стандарты образования нужны, как и стандарты подготовки педагогов, и стандарты образовательных программ, да и множество других стандартов. Проблема в том, что за очередной стеной документов, нормативов, предписаний, указаний и прочих отстранённых умствований бюрократического аппарата не видно конкретного ребёнка.

Ангелина Лопаткина, 19.07.2013

Все новости







Новости

Фестиваль «Золотая Черепаха» – крупнейший культурный эколого-просветительский проект в мире
Москва, Экспоцентр,
14 октября – 5 ноября 2017 года

Большая наука за школьной партой – «День биотехнологий» прошел 19 октября 2017 года в московской школе №2098



Соляная комната


Мы на Facebook
Мы Вконтакте

Добавить в Twitter
  • Летний интернет-конкурс-2013 «Мой песочный город»
  • Аттракционы в Москве
  • Новости
  • Афиша
  • Путешествуем вместе
  • Безопасность
Реклама:
© «МамаПапаДети», 2010-2017. Журнал для современных родителей
Мнение редакции не всегда совпадает с мнением авторов. Медицинские советы на сайте носят рекомендательный характер, для учета индивидуальных факторов в лечении и профилактике необходима консультация врача.
Рукописи и материалы, присланные в редакцию, не рецензируются и не возвращаются. Перепечатка и любое использование материалов журнала возможны только с письменного разрешения редакции.
  Контакты
Наши партнеры
Рекламодателям
Конкурсы
Колонка редактора
Карта сайта